445021, г.о. Тольятти, Центральная площадь, 4,  тел.: (8482) 28-05-18; (8482) 40-15-66; (8482) 28-13-63Личный кабинет   Интернет-приёмная   RSS   Фотогалерея   Мобильная версия сайта         specversion.png   Версия для слабовидящих
Будущие Zaщитники ОтечестVа

Декларация принципов

ДЕКЛАРАЦИЯ
принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации

Принята IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации

Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, принимая настоящую Декларацию, стремится тем самым заложить основу для объединения усилий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию единой системы всеобъемлющего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации. Создание такой системы позволит в полном соответствии с принципом бюджетного федерализма, закрепленным Конституцией Российской Федерации, охватить внешним и внутренним контролем управление всеми государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами, что в свою очередь будет способствовать укреплению государственности, социально-экономическому развитию общества и обеспечению достойного уровня жизни граждан России.
     Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, рассматривая контрольно-счетные органы в качестве органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, заявляет о своей приверженности принципам и целям организации государственного финансового контроля, которые признаны развитыми демократическими странами и зафиксированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 году), а также в Декларации об общих принципах деятельности высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств (принята в г. Киеве 8 июня 2001 года).
     Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, опираясь на Лимскую декларацию, согласно которой все управление общественными средствами должно подлежать объективному, гласному, независимому от органов, распоряжающихся этими средствами, внешнему контролю и признавая необходимость внутреннего финансового контроля, считает, что именно внешнему финансовому контролю как наиболее объективному и независимому, позволяющему комплексно охватить все государственные и муниципальные ресурсы, принадлежит ведущая роль в создаваемой системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

     1. Общие положения

     1.1. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
     1.2. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.
     1.3. Главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.
     1.4. Деятельность контрольно-счетных органов должна быть созидательной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества, и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность.
     Результативность предполагает не только предупреждение, выявление, пресечение фактов незаконного, нецелевого, неэффективного использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, но и устранение порождающих их причин и условий, аудит эффективности системы управления государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами и выработку предложений по ее совершенствованию.
     Действенность выражается в совокупности мер, принятых органами власти и подконтрольными организациями по результатам контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и других мероприятий, осуществляемых контрольно-счетными органами.
Экономичность означает, что контрольно-счетные органы должны служить примером целевого и экономичного использования бюджетных средств, выделяемых на их деятельность. Контрольно-счетные органы должны добиваться высокой результативности и действенности своей работы при минимальных затратах сил и средств. Вместе с тем экономичность должна сочетаться с необходимым уровнем материально-технического и информационного обеспечения контрольно-счетных органов и не наносить ущерб полноте и объективности их деятельности.
     Эффективность в широком смысле слова означает обеспечение экономической безопасности государства, динамичного развития экономики и рационального использования всех видов государственных и муниципальных ресурсов.

     2. Основные принципы деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации

     2.1. Принцип законности
     Принцип законности предполагает:
законодательное обеспечение деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, необходимое для качественной реализации возложенных на них задач, основой которого должны стать федеральный закон об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и определение в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации или уставе муниципального образования роли и места контрольно-счетных органов в бюджетном процессе;
     строгое и точное соблюдение сотрудниками контрольно-счетных органов действующего законодательства при реализации возложенных на них полномочий.

     2.2. Принцип независимости
     Организационная, функциональная и финансовая независимость контрольно-счетных органов должна быть закреплена законодательно и предполагает:
     формальную и фактическую независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций;
     наделение контрольно-счетных органов статусом юридического лица;
     избрание высших должностных лиц контрольно-счетных органов на срок, превышающий срок действия полномочий выборных лиц законодательной (представительной) власти;
     право самостоятельно определять предмет, объект, сроки и методы контроля и отклонять необоснованные запросы на проведение контроля со стороны других органов;
свободный доступ к информации, необходимой для решения задач, стоящих перед контрольно-счетными органами (за исключением информации, доступ к которой ограничен действующим законодательством);
     утверждение отдельной строкой в соответствующем бюджете расходов на содержание контрольно-счетных органов;
     политический нейтралитет и свободу от любого политического воздействия.
     2.3. Принцип объективности
     Принцип объективности предполагает:
     строгое соответствие действий сотрудников контрольно-счетных органов принципам служебного поведения государственных и муниципальных служащих, установленным процедурам проведения контроля;
     организацию самоконтроля, регулярную оценку правомерности и эффективности собственной деятельности;
     недопущение предвзятости или предубежденности против наличия (отсутствия) негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов, исключение каких-либо особых мотивов (корысть, политический заказ и т.п.) при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий;
     беспристрастность и обоснованность выводов по результатам проверок, подтверждение их данными, содержащими достоверную и официальную информацию.
     2.4. Принцип системности
     Принцип системности предполагает:
     единство правовых основ функционирования органов внутреннего и внешнего государственного и муниципального финансового контроля;
     четкое разграничение функций органов внешнего и внутреннего финансового контроля, отсутствие дублирования в выполнении возложенных на них задач, взаимодействие между ними в процессе осуществления контроля;
     планирование деятельности, предусматривающее охват наиболее значимых объектов контроля, а также эффективную реализацию всех форм контроля: предварительного, текущего и последующего;
     периодичность проведения контроля на одних и тех же объектах, в том числе контроля за устранением ранее выявленных нарушений;
     четко определенную и нормативно закрепленную организацию взаимоотношений с органами исполнительной власти и местного самоуправления;
     доступ контрольно-счетных органов к результатам внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.
     2.5. Принцип гласности
     Принцип гласности предусматривает:
     открытость деятельности контрольно-счетных органов, информированность общества о результатах их деятельности;
     предоставление итоговых (годовых) и текущих отчетов органов государственного и муниципального финансового контроля органам, их образовавшим, и другим органам власти;
     регулярную публикацию в средствах массовой информации отчетных материалов о результатах проверок, а также информации о принятии мер по устранению выявленных нарушений (за исключением информации, содержащей конфиденциальные сведения, доступ к которым ограничен действующим законодательством);
     законодательное закрепление процедуры обнародования результатов контроля.
     2.6. Принцип ответственности
     Принцип ответственности предполагает:
     добросовестное отношение сотрудников контрольно-счетных органов к своим профессиональным обязанностям, обстоятельность в выборе методики контроля, соблюдение установленных стандартов (процедур) при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, учет всех обстоятельств и факторов при вынесении суждений и оценок;
     глубокое понимание того, что за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей каждый сотрудник контрольно-счетного органа несет гражданскую, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законом ответственность.
     2.7. Принцип профессионализма
     Принцип профессионализма предполагает:
     необходимый и достаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников контрольно-счетных органов, опыт и квалификацию, отвечающие особенностям проверяемой области (объекта) и поставленным задачам;
     установление для специалистов контрольно-счетных органов всех уровней необходимых квалификационных требований, включая минимальный образовательный ценз;
     постоянное профессиональное совершенствование сотрудников контрольно-счетных органов, поддержание необходимого уровня знаний путем обучения на курсах повышения квалификации, участия в профессиональных семинарах и конференциях, ознакомления с новейшей литературой и т.д.;
     содействие руководителей контрольно-счетных органов профессиональному росту своих сотрудников, создание для этого необходимых условий.
     2.8. Принцип соблюдения профессиональной этики
     Принцип соблюдения профессиональной этики предполагает:
     соответствие поведения сотрудников контрольно-счетных органов как общим требованиям к государственным и муниципальным служащим, так и особым требованиям, обусловленным спецификой деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, закрепленным в Этическом кодексе сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации (принят II конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 3 декабря 2001 года);
с     облюдение сотрудниками контрольно-счетных органов в своей профессиональной деятельности принципов, содержащихся в настоящей Декларации.

     3. Заключительные положения

     3.1. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации выражает надежду, что настоящая Декларация будет способствовать оптимизации деятельности контрольно-счетных органов и найдет понимание и поддержку со стороны руководителей органов законодательной и исполнительной власти.
     3.2. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации считает, что реализация принципов настоящей Декларации должна осуществляться одновременно с созданием единой, функционально структурированной системы органов финансового контроля Российской Федерации. Такая система будет способна успешно функционировать в экономических условиях современной России и станет неотъемлемой составной частью правового демократического государства.
     
     5 декабря 2002 года
     Звездный городок,
     Московская область

Полезные ресурсы