19 и 20 февраля в городской Думе обсуждалось исполнение мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2018 года, а также аналогичный план на 2019 год. Парламентарии внимательно изучили документы, представленные администрацией, задали ряд вопросов и сформулировали свои вполне конкретные рекомендации.
Результаты работы по увеличению доходной части бюджета города и совершенствованию долговой политики первоначально были рассмотрены профильной комиссией и затем на заседании Думы. Заместитель председателя комиссии по бюджету и экономической политике Думы Тольятти Татьяна Никонорова отметила высокие показатели по заключенным договорам аренды и договорам купли-продажи земельных участков по результатам аукционов – 389% исполнения от плана. И существенное поступление денег в бюджет за оформление прав на земельные участки, переданные из собственности РФ муниципалитету – 310% и спросила: «С другой стороны удивляет ситуация с договорами на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) – там только 70% от плана. С чем это связано?».
По упомянутым договорам на размещение НТО город заработал порядка 8 млн рублей вместо запланированных 11,5 млн. По словам представителей администрации, низкое исполнение зафиксировано из-за несостоявшихся аукционов. Попросту не нашлось предпринимателей, желающих заключать договора.
Председатель Думы Николай Остудин и другие парламентарии отметили, в частности, низкое исполнение по договорам аренды свободных муниципальных помещений – около 2 млн вместо 3,6 млн рублей, что составляет менее 60% от плана. И здесь причиной называют низкий спрос на помещения, который обусловлен совокупностью факторов – ненадлежащим состоянием этих помещений, весьма высокой арендной платой и др. Для исправления ситуации в бюджете 2019 года уже запланированы средства на улучшение состояния помещений.
Ещё было отмечено низкое выполнение поступления компенсационной платы за снос зеленых насаждений, оно составило 2,5 млн рублей или 35,8%, при целевом показателе 7,1 млн. Также нельзя назвать удовлетворительным объём поступления госпошлины за выдачу специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов в границах города – 554 тысячи (49,5%) вместо запланированного поступления в размере 1,1 млн рублей.
В решениях комиссии и Думы по данному вопросу парламентарии отразили, что 2018 году в бюджет Тольятти поступило всего 470,7 млн рублей или 157,3% к запланированным показателям. В плане было 299,3 млн рублей.
В ходе обсуждения плана мероприятий на 2019 год член комиссии по бюджету и экономической политике Дмитрий Микель обратил внимание коллег, что целевые значения показателей ниже, чем фактическое исполнение за прошлый год – плановое значение составляет 356,2 млн рублей или всего лишь 75,7% от фактического поступления 2018 года: «Плановые показатели у нас на 2019 год более скромные, то есть, мы изначально планируем меньше». Между тем, по некоторым мероприятиям, направленным на увеличений поступлений в бюджет, установлены нулевые показатели. «Например, к показателям по программе приватизации, считаю, что нельзя оставлять нулевое значение, - добавил /Дмитрий Микель. - Нужно устанавливать определённые целевые показатели и стремиться их выполнять».
В решениях комиссии и Думы нашли отражение рекомендации аналитиков и юристов по увеличению поступления доходов. Например, предлагается активизировать собираемость налога на доходы физлиц (НДФЛ) за счёт легализации «серых» трудовых отношений и выявления случаев сдачи в аренду жилья без заключения договоров и уплаты налогов. Также предлагается актуализировать схему размещения нестационарных торговых объектов и сделать её открытой для мониторинга, активнее выявлять несанкционированное размещение отходов и взыскивать ущерб за вред окружающей среде и т.д.
Всего проект плана включает 106 мероприятий, суммарное исполнение которых должно принести в городскую казну в 2019 году 356,2 млн рублей. Доработанный с учётом рекомендаций и согласованный всеми исполнителями план должен быть представлен в Думу до 1 апреля 2019 года.