Депутаты городской Думы не намерены мириться с плановой убыточностью Тольяттинского троллейбусного управления. Об этом на заседании комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию заявил её председатель Александр Довгомеля.
То, что данное транспортное предприятие нуждается в корректировке своей финансово-хозяйственной деятельности, парламентариям стало ясно после знакомства с представленным на комиссию отчетом контрольно-счетной палаты. Нынешним летом специалисты этого думского подразделения больше месяца проверяли эффективность использования троллейбусным управлением муниципального имущества, переданного ему в хозяйственное ведение. В результате было выявлено несколько серьезных нарушений, допускавшихся на протяжении, по крайней мере, последних двух с половиной лет. К примеру, сдавая в аренду под рекламные конструкции и оптоволоконные сети различных провайдеров опоры контактной сети, ТТУ «забыло» предварительно согласовать свои расценки на эту дополнительную услугу с соответствующими отраслевыми подразделениями мэрии. Возможно, поэтому цена аренды в пяти случаях оказалась явно заниженной, в результате чего за 2008 и 2009 годы были недополучены более двух с половиной миллионов рублей. За тот же период времени предприятие лишилось более восьмисот тысяч рублей, поскольку один из его арендаторов – предприятие общественного питания ООО «Гамбит» самовольно увеличил размер занимаемой им площади почти в пять раз, а руководство ТТУ этот факт оставило без внимания.
Излишнюю доверчивость, по мнению депутатов, проявило троллейбусное управление в отношениях с ОАО «РАТ-Тольятти». Еще в конце 2007 года с этим акционерным обществом был заключен договор, согласно которому «РАТ-Тольятти» обязалось по поручению и за счет МП «ТТУ» заниматься приобретением и реализацией проездной документации. Однако справиться со своими договорными обязательствами ОАО не смогло. К началу этого года его задолженность перед троллейбусным управлением составляла более десяти с половиной миллионов рублей. Самое поразительное, что большая часть этого долга возникла ещё в 2008 году, но, несмотря на это, ТТУ продолжало заключать агентские договоры с ОАО «РАТ-Тольятти». В результате, в настоящее время все попытки тольяттинского перевозчика взыскать долг остаются безуспешными, поскольку в отношении ОАО проходит процедура банкротства.
«При таком подходе неудивительно, что финансово-хозяйственная деятельность ТТУ не приносит никакой прибыли, а само оно попало в разряд планово-убыточных и находится на грани выживания», - сказал Борислав Гринблат. Остальные члены комиссии тоже придерживаются такой точки зрения, поэтому ссылки на различные смягчающие обстоятельства (снижение пассажиропотока и как следствие - небольшая кондукторская выручка, недополучение компенсаций из вышестоящих бюджетов за перевозку льготных категорий) сочли не слишком убедительными. «Конечно, эти факторы не способствуют процветанию и развитию, но списывать только на них ту критическую ситуацию, в которой сегодня находится ТТУ, нельзя», - заявили депутаты.
Однако, учитывая, что троллейбусные перевозки являются, пожалуй, самыми экологически чистыми, а также то, что этот вид общественного транспорта по-прежнему является для тольяттинцев одним из наиболее доступных как в материальном, так и в территориальном плане, депутаты все же решили протянуть ТТУ руку помощи. Но прежде, чем решать, какую конкретную поддержку может оказать муниципалитет предприятию, комиссия обязала руководство управления в течение месяца разработать и представить на обсуждение в городскую Думу план антикризисных мероприятий. Поскольку ситуация, по мнению членов комиссии, требует безотлагательного вмешательства, то просьбу департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии увеличить этот срок в два раза они сочли несвоевременной. Кроме того, депутаты настаивают, чтобы все виновные в дорогостоящих просчетах при распоряжении имуществом понесли заслуженное наказание. «Иначе подобное положение дел рано или поздно повторится», - считают тольяттинские парламентарии.