Подготовленный финансистами мэрии пакет изменений в бюджет Тольятти нынешнего года после бурной полемики был все-таки утвержден Думой. Но депутаты высказались за то, чтобы лимиты бюджетного финансирования МАУ «Агентство экономического развития» не открывались до тех пор, пока в Думу не будет представлена исчерпывающая информация о планах агентства.
Накануне заседания Думы почти два часа поправку за поправкой обсуждали члены комиссии по бюджету и экономической политике Думы г.о. Тольятти во главе с Сергеем Колмыковым. А обсуждать было что. Все-таки параметры бюджета мэрия предложила изменить значительно: доходы бюджета увеличить на 198,8 млн. руб., расходы - на 415,8 млн. руб., нарастив дефицит бюджета еще на 217 млн. руб. до уровня 948,6 млн.руб. Важный нюанс: прибавка в доходную часть обеспечивается за счет безвозмездных поступлений 245,1 млн. руб.из вышестоящих бюджетов, а собственные доходы уменьшаются на 46,4 млн. рублей.
Поступления из вышестоящих бюджетов – это хорошо, но когда доля межбюджетных трансфертов превышает 30%, муниципалитет становится менее самостоятельным в формировании бюджета. Об этом коллегам напомнил депутат Николай Лёксин. Во всяком случае, некоторые программы и проекты, на реализацию которых власти были вправе выделять средства в годы финансового изобилия, при новом раскладе придется замораживать.
Много копий было сломано на профильной комиссии относительно правомерности использования мэрией в качестве источника дополнительных поступлений в бюджет «остатков средств на начало года в сумме 128 млн. 142 тыс. руб.». Контрольно-счетная палата, ссылаясь на Бюджетный кодекс, указывает в своем заключении: использовать остатки средств на счетах не предусмотрено иначе как в качестве источника финансирования дефицита бюджета. Мэрия настаивает на расширительном толковании федеральных норм. Такой подход позволяет втиснуть сложившийся дефицит бюджета в рамки дозволенных 10% (а иначе его размер достигает уже 17,1% к собственным доходам бюджета).
Как бы то ни было, но с учетом предложенных мэрией изменений в бюджет муниципальный долг Тольятти существенно возрастает: если в нынешний год Тольятти вступал с задолженностью в размере 700 млн. руб., то на начало следующего 2011 это бремя утяжелится до 1 млрд. 600 млн. Это значит, что маневрировать, верстая расходную часть бюджета-2011, будет гораздо труднее. Депутат Андрей Серафимов даже поинтересовался в связи с этим, занимается ли мэрия оценкой финансовых рисков. Руководитель департамента финансов мэрии Григорий Гильгулин заверил, что чиновники держат ситуацию под контролем.
Обеспокоенность членов профильной комиссии и размером дефицита, и долей межбюджетных трансфертов нашла отражение в плане комиссии, которая намерена этой теме посвятить отдельное заседание.
Острые вопросы были заданы и относительно конкретных расходов, включенных в проект поправок. По мнению депутатов, срочность внесения их вызывает большие сомнения. Предложения повременить с финансированием тех или иных статей были высказаны и на заседании Думы. Однако ничто из проекта вычеркнуто не было. Единственное ограничение сделано для МАУ «Агентство экономического развития» - субсидия в сумме 11,9 млн.руб. хоть в бюджете и выделена, однако лимиты финансирования депутаты рекомендуют открыть лишь после детального рассмотрения этого вопроса на заседании Думы 20 октября.
По словам представителей мэрии, эти средства необходимы для организации работы по привлечению в Тольятти инвесторов, речь идет о сумме в 1,5 млрд. рублей, так что, на первый взгляд, «овчинка стоит выделки». Но попутно выяснилось, что на следующий год агентство запрашивает уже 92 млн., а это в условиях острой нехватки средств в казне выглядит проблематичным. Вот почему депутаты и решили дать зеленый свет МАУ «АЭР» лишь после детального анализа ситуации.
В принципе, других новых крупных расходов, помимо перечисленных в данном пакете поправок, до конца года больше не ожидается. Об этом после прямого вопроса на этот счет председателя Думы Алексея Зверева заявил директор департамента финансов. В депутатских рядах такое утверждение было встречено со смешанными чувствами. С одной стороны, расходная часть бюджета и без того «набита под завязку», а с другой стороны – перед тольяттинскими властями стоит проблема дисбаланса платежей за коммунальные услуги. Правда, есть надежда, что хотя бы отчасти ее удастся решить за счет областной казны. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны - потребность указана в списке приоритетов, перечисленных в обращении к тольяттинским депутатам в губернской Думе в качестве заявки на включение их в проект областного бюджета.