Документ дополнен еще одной главой и приложением, содержащим ключевые и индикативные показатели. Внесенные изменения позволят объективно оценивать результативность и эффективность контрольной деятельности в сфере землепользования.
Ключевых показателей разработчики Положения включили два. Это, во-первых, процент принятых органом муниципального контроля мер реагирования по фактам выявленных нарушений к общему количеству выявленных нарушений. А, во-вторых, процент выполнения плана проведения контрольных мероприятий. Целевые значения этих двух показателей – 100%. Что это означает на практике? Обнаружили, например, сотрудники управления административной практики и контроля самовольно захваченный коммерсантами участок земли, на котором те, без ведома властей, устроили автостоянку, получают доходы, при этом не делая никаких отчислений в местный бюджет. В отношении нарушителей незамедлительно должны последовать меры реагирования. Соответственно, если по двумстам нарушениям приняты двести мер реагирования, то ключевой показатель муниципального земельного контроля выполнен на 100%. Аналогичная картина и с планом проведения контрольных мероприятий.
Член комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию, заместитель председателя Думы Ольга Сотникова усомнилась в целесообразности столь общих формулировок ключевых показателей. По ее мнению, если план мероприятий выполнен на 100%, то это говорит не об эффективности контрольной деятельности, а о профпригодности контролеров, о следовании должностным инструкциям. Логика понятная: результативность контролеров будет зримее, если ее измерять не количеством бумажных предписаний, а числом снесенных незаконных объектов, суммами выплаченных нарушителями штрафов и т.д. Однако федеральный закон, регулирующий контрольную деятельность муниципалитетов, не относит к таковой производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, он, прежде всего, направлен на профилактику.
Полемика на комиссии велась и относительно индикативных показателей муниципального земельного контроля. Индикативные показатели, если вникать в суть этого понятия, характеризуют соотношение между степенью устранения риска ущерба и объемом прилагаемых для этого трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Одним из таких показателей в Положении о муниципальном земельном контроле является нагрузка на работника органа муниципального контроля, рассчитываемая по специальной формуле. К индикативным показателям также относятся количество обращений граждан и организаций о нарушениях, количество обоснованных жалоб на бездействие органа контроля и др. Спору нет, такая аналитика необходима, правда, ситуацию эти цифры проясняют не всегда. В частности, высокий показатель нагрузки на одного контролера может свидетельствовать о нехватке кадров, а может и говорить о том, что слишком много нарушителей в городе развелось. Да и с жалобами непонятно: больше или меньше их стали писать тольяттинцы?
Такая постановка вопроса была учтена и в решении Думы депутаты зафиксировали: информация о результативности и эффективности муниципального земельного контроля должна предоставляться депутатам в динамике за отчетный и предшествующий год.
Разработчики Положения выразили на профильной комиссии благодарность юристам и аналитикам Думы, принявшим непосредственное участие в шлифовке формулировок Положения. А депутат Сергей Прохоров по поводу данного нормативного правового акта сказал, что он двигает муниципалитет к улучшению управляемости земельными ресурсами и мониторинга в этой сфере.
Вступят в силу одобренные Думой нововведения с 1 марта следующего года (в соответствии с требованиями федерального законодательства).