На заседании Думы принято обращение в адрес Самарской губернской Думы по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проблема, ставшая причиной подобной инициативы, крайне проста и сводится к низкому качеству работ, срыву сроков из-за недостаточной квалификации подрядчиков, которые получают контракты исключительно благодаря снижению цены. Предлагаемые поправки нацелены на то, чтобы снизить роль цены при определении подрядчика хотя бы в такой конкурентной процедуре, как конкурс.
В ходе предварительного обсуждения перед рассмотрением на заседании Думы депутат Владимир Бобров напомнил о том, что президент РФ Владимир Путин говорил о несовершенстве 44-ФЗ, который задумывался как механизм для создания равномерной конкурентной среды и рационального использования бюджетных средств. В частности, на встрече с предпринимателями поднимался вопрос о необоснованном снижении цены (или демпинге), которое дает возможность выиграть организации, не способной выдержать требования по качеству при такой стоимости товара, работ или услуг. Эта проблема актуальна и для Тольятти. В городском парламенте об этом не раз говорилось, особенно, при обсуждении вопросов, связанных со строительством новых объектов, ремонтом дорог, работ по благоустройству.
Так, для определения подрядной организации применяются конкурентные способы, в том числе конкурсы и аукционы. Наиболее популярной является форма открытого аукциона, учитывая прямую зависимость снижения начальной цены лота от количества допущенных заявок. Для бюджета этот способ, бесспорно, более выгоден, поскольку позволяет создавать экономию за счет уменьшения цены муниципального контракта.
Авторы инициативы считают, что процедура конкурса является предпочтительней в случаях, когда заказчику важнее получить своевременно и качественно выполненные работы, так как дает возможность позволяет установить дополнительные критерии для участников конкурса (наличие у участников финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации). Однако и здесь есть «слабое звено», а именно при оценке конкурсных заявок значимость стоимостного критерия в настоящее время является приоритетным и составляет 60%.
«На практике, в процессе исполнения муниципальных контрактов, в городском округе Тольятти возникают проблемы своевременного исполнения контрактов, качества произведенных работ и в целом срыва исполнения контрактов в связи с недобросовестностью подрядных организаций, случаев корпоративного сговора, коррупционной составляющей, умышленного занижения цены, что приводит к дополнительным незапланированным расходам бюджета», – говорится в обращении депутатов Тольятти к коллегам из области.
Чтобы исправить ситуацию, тольяттинские депутаты просят областных парламентариев выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральный закон № 44, нацеленных на увеличение значимости нестоимостных критериев до 60%. Кроме того, дополнить перечень критериев детализирующим показателем «наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов». Представлять данную инициативу в СГД поручено председателю комиссии по городскому хозяйству Александру Денисову.