Комиссия по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию высказала ряд существенных замечаний по поводу того, как чиновники представляют интересы муниципалитета в акционерных обществах, созданных при участии муниципального образования.
И в акционерном обществе «Аптека № 207», директор которой тайком и за бесценок продала занимаемое фармацевтами помещение, и в акционерном обществе «Торговый дом «Тольяттинский», который не отчисляет в местную казну дивиденды и не предоставляет в мэрию финансовую отчетность, и в ряде других ОАО, приносящих владельцам одни убытки, одним из главных акционеров является муниципалитет. Интересы муниципалитета в наблюдательных советах этих обществ представляют руководители и специалисты мэрии. Почему же они идут на поводу у своенравных партнеров? Почему не пытаются пресечь невыгодные для муниципалитета действия? Почему не добиваются повышения отдачи для местной казны тех вложений, которые сделал муниципалитет как один из соучредителей в уставной капитал этих ОАО?
Этот круг вопросов обсуждался на заседании комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию. Депутаты, изучив представленные мэрией материалы, искренне недоумевали по поводу «беззубости» чиновников, на которых возложена задача отстаивать в наблюдательных советах ОАО интересы городского сообщества, почему манкируют своими обязанностями присутствовать на собраниях акционеров и продвигать нужные муниципалитету решения? Почему директивами, данными представителям муниципалитета, как правило, предписывается голосовать по всем вопросам «за»? И почему случается, что в отсутствие таких директив чиновники из разных структурных подразделений мэрии, члены наблюдательного совета одного и того же общества (например, ОАО «ПО КХ»), по принципиальным для городского сообщества вопросам голосуют «кто во что горазд»?
В ходе возникшей дискуссии прозвучало мнение: не слишком активное участие чиновников в управлении обществ отчасти объясняется и тем, что иначе, являясь членами наблюдательных советов семи-девяти ОАО, они должны были бы забросить свою основную работу. В связи с этим комиссия по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию рекомендовала мэрии по примеру президента Медведева, распорядившегося отозвать членов кабинета министров из органов управления компаний с государственным участием, освободить руководителей мэрии от бремени обязанностей по представлению интересов муниципалитета в ОАО.
Взамен депутаты предложили свои собственные услуги, например, Борислав Гринблат изъявил желание на безвозмездной основе войти в состав наблюдательного совета ОАО «ПО КХ». Кстати, в Самарской области практика вхождения парламентариев в органы управления обществ с государственной или муниципальной долями распространена достаточно широко. Об этом на комиссии говорил руководитель аппарата Думы городского округа Тольятти Дмитрий Микель, сообщивший о том, что Самарская губернская Дума даже разработала соответствующие рекомендации для народных избранников. То есть на региональном уровне имеется и нормативная база, и опыт работы, только вот в Тольятти все это пока не востребовано. А, между тем, в нормативном акте мэра, регламентирующем процедурные вопросы участия чиновников в органах управления ОАО, соучредителем которых является муниципальное образование «городской округ Тольятти», есть пункт, в соответствии с которым представлять интересы муниципалитета в обществах могут не только работники мэрии, но и иные граждане, имеющие адекватные профессиональные знания и навыки. Сделать эту формулировку работающей и предлагают Анатолию Пушкову члены комиссии.
Еще один пункт решения комиссии касается качества менеджмента в ОАО с долей муниципалитета. Финансовые показатели обществ планируется обсудить на совместном заседании двух комиссий – по бюджету и экономической политике (председатель Сергей Колмыков) и по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию (председатель Александр Довгомеля).