Депутаты преодолели вето мэра и, вопреки возражениям чиновников, предпочли утвердить во втором чтении проект Положения о стратегическом планировании в городском округе Тольятти, подготовленный постоянно действующей рабочей группой, созданной при Думе.
Как известно, год назад в Тольятти были приняты несколько документов стратегического характера. Речь идет о «Программе комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы», а также о Стратегическом плане.
В Стратегическом плане сформулированы: миссия и стратегическая цель развития городского округа Тольятти до 2020 года; сценарии долгосрочного социально-экономического развития; основные направления нашего движения вперед, способы и этапы достижения поставленных целей; механизмы реализации Стратегического плана. Другими словами, в нем описано, чего мы, городское сообщество, хотим добиться и какими способами это намерены достигать. В этом смысле Стратегический план – документ практический.
Следующим этапом нормотворческой работы стала подготовка Положения о стратегическом планировании в городском округе Тольятти, документа, в котором предполагалось четко обозначить функции различных структур, причастных к процессу стратегического планирования. В нем устанавливались организационная структура, правовые, методологические основы стратегического планирования, а также основные подходы к их реализации, мониторингу и контролю.
Базой для разработки данного документа послужил проект, направленный мэрией. После утверждения его в первом чтении дальнейшая его «доводка» шла с пробуксовкой. Достаточно сказать, что уже готовое к утверждению во втором чтении Положение неоднократно исключалось из повесток заседаний Думы. Полемика относительно содержания документа шла и на комиссии по бюджету и экономической политике, и на заседании Думы 20 апреля.
Это объясняется поляризацией мнений разработчиков. По ряду вопросов у мэрии городского округа Тольятти, с одной стороны, и Думы вкупе с представителями общественности нашего города, с другой стороны, точки зрения не совпадали. И надо сказать, что позиция исполнительной власти выглядела уязвимой, ведь «под занавес» представители департамента экономического развития мэрии взялись критиковать даже формулировки, содержавшиеся еще изначальном, поступившем за подписью их собственного руководителя – Анатолия Пушкова - варианте.
Но депутаты приняли сторону рабочей группы. В том числе, и потому, что рабочая группа следовала методическим рекомендациям, подготовленным московским Институтом экономики города в 2010 году, а также наработкам Конгресса муниципальных образований России.
А замечания чиновников, например, по поводу формулировки «граждане городского округа» Дума отмела, ведь федеральное законодательство допускает возможность использования схожей формулировки («граждане муниципального образования»). К тому же, словосочетание «граждане городского округа» используется в ряде действующих муниципальных нормативных актов, и мэрия не порывалась их оттуда вычеркнуть.
Не приняли во внимание депутаты и претензии исполнительной власти, касающиеся перечня участников стратегического планирования, поскольку законодательных ограничений для этого нет. Такова же была и реакция Думы на критику мэрии в связи с обнаруженной чиновниками тавтологией, которую исполнительная власть усмотрела в стремлении утверждать ежегодный план работы по реализации Стратегического плана.
Дело в том, что указанный документ, в отличие от Программы комплексного социально-экономического развития на 2010-2020 годы, носит краткосрочный характер (разрабатывается на год) и объединяет усилия и ресурсы всех участников стратегического планирования, помимо органов местного самоуправления. Кроме того, мэрия отчего-то забыла, что аналогичный опыт в Тольятти имеется в градостроительной деятельности (план по реализации Генерального плана). А, вдобавок, планы по реализации стратегии предусмотрены в Краснодарском крае, Екатеринбурге, Волгограде, Магнитогорске, Магадане, Хабаровске. Да и губернские власти идут по тому же пути: техническим заданием на разработку стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года предусмотрена разработка региональной дорожной карты реализации Стратегии.
Исходя из этих и ряда других аргументов, депутаты голосовали за вариант рабочей группы и 20 апреля, и 18 мая, после того, как мэр не подписал предыдущее решение Думы.
Примечательно то, что вето мэра по вопросу о стратегическом планировании было преодолено народными избранниками большинством голосов. Комментируя позицию своих коллег, председатель Думы Алексей Зверев обратился к мэрии с призывом договариваться, находить компромиссы, другими словами – не вступать в противоборство под незначительным предлогом.