На депутатских слушаниях по вопросу «О развитии транспортной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти, в том числе в части строительства магистральной дороги, соединяющей Автозаводский и Центральный районы» звучали аргументы как сторонников, так и противников лесной дороги.
Часовые пробки, пугающая статистика дорожно-транспортных происшествий – очевидные всем свидетельства крайней перегруженности тольяттинских магистралей, проектировавшихся еще в те времена, когда на тысячу жителей приходилось всего 50 автомобилей, а не 260, как сейчас (по некоторым данным – даже 400). После проблемы ЖКХ транспортная является второй по степени социального напряжения, и требует безотлагательных мер реагирования – на этом сошлись все участники депутатских слушаний, состоявшихся в Думе городского округа Тольятти 27 июня.
А вот по поводу того, какими должны быть эти меры, мнения выступающих были очень разными, в том числе – диаметрально противоположными. Ряд участников слушаний, среди них депутаты Алексей Волков и Владимир Жуков, говорили о необходимости скорейшего строительства магистрали, которая свяжет напрямую Автозаводский и Центральный районы. При этом звучало и предложение по поводу реализации проекта лесной дороги, тем более, что если раньше для осуществления этих планов требовалось вырубить 54 га леса, то после пожара 2010 года, уничтожившего значительную часть – почти 2 тысячи гектаров - лесного массива, речь о вырубке деревьев уже не ведется. «За» претворение в жизнь данного проекта говорит и то, что уставшие стоять в пробках автомобилисты уже давно проторили себе маршруты по лесу и довольно интенсивное транспортное сообщение по этому коридору – свершившийся факт.
Главный довод против лесной дороги – это экологическая угроза источникам артезианской воды, расположенным в лесном массиве. Действующий водозабор, обеспечивающий питьевой водой жителей Центрального района, нуждается в нескольких поясах зоны санитарной защиты. А ведь здесь же, в лесном массиве, находятся и другие артезианские источники, которые могут быть задействованы в случае обмеления Волги в районе водозабора, спроектированного для снабжения водой жителей Автозаводского района. Об этом участникам слушаний напомнил депутат Николай Лёксин.
Возражения относительно лесной дороги озвучил и главный консультант управления государственного лесного контроля и пожарного надзора по Тольяттинскому лесничеству Андрей Брыкин. Дело в том, что полным ходом идет процесс оформления лесов в собственность муниципалитета, а Лесной кодекс довольно категорично формулирует требования по использованию такой категории леса, как «леса на землях поселений». Какое-либо строительство там фактически запрещено. Любой проект такого рода придется согласовывать с губернскими властями в части его «состыковки» с лесным планом Самарской области, поскольку данный документ также не предусматривает прокладку по лесному массиву каких-либо магистралей.
Очень эмоционально говорилось на слушаниях и о том, что муниципалитет последний десяток лет не реализовал ни одного локального проекта, который, пусть частично, но мог бы разгрузить движение по самым проблемным магистралям. Генеральный директор ООО «Автозаводстрой» Игорь Кадыров, подверг чиновников мэрии жесткой критике за то, что те регулярно «рожают» и складывают на полки разнообразные проекты, касающиеся модернизации транспортной инфраструктуры нашего города. Это и вариант спрямления дорожного движения в районе транспортного кольца на улице Ворошилова, и вариант расширения Автозаводского шоссе, и строительство дублеров. По словам предпринимателя, 6 проектов, подготовленных его фирмой, пылятся в мэрии невостребованными. Впрочем, все их он считает полумерами, предлагая муниципалитету сконцентрироваться на двух направлениях: ликвидировать «бутылочное горлышко» в районе пятого ВСО и проложить магистраль от улицы Спортивной до улицы Баныкина.
Итогом этой полемики стал целый свод рекомендаций, принятых участниками слушаний. Как заявил их инициатор – депутат Борислав Гринблат – данное мероприятие было организовано не для того, чтобы на нем в одночасье решить: строить или не строить лесную дорогу. Ответ на этот, волнующий очень многих тольяттинцев, вопрос должны дать профессиональные эксперты, которые на основе изучения грузопотоков и пассажиропотоков должны представить предложения по модернизации транспортного каркаса нашего города. Одновременно с этим мэрии необходимо будет прозондировать настроения общественности – для этого можно провести опрос, обратиться к Совету директоров Тольятти и к общественным организациям или даже устроить общегородской референдум, приурочив их к выборам в городской парламент осенью 2013 года. Кстати, как заметил депутат Сергей Жеребцов, во всем мире общественное мнение не только изучают, но и формируют. Время на то, чтобы донести до населения доводы профессиональных экспертов, тоже есть.
Для справки:
Рекомендации депутатских слушаний по вопросу «О развитии транспортной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти, в том числе в части строительства магистральной дороги, соединяющей Автозаводский и Центральный районы»
1. Принять к сведению:
1.1. Информацию ГИБДД УМВД России по г.Тольятти о загруженности магистральных улиц, состоянии аварийности на особо загруженных участках дорог г.о.Тольятти и мероприятиях по снижению транспортной нагрузки и обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети городского округа Тольятти, в том числе за счёт строительства магистральной автодороги через лесную зону от Ленинского проспекта до ул.Баныкина.
1.2. Информацию мэрии о необходимости разработки концепции развития улично-дорожной сети, об актуальности строительства «лесной дороги», позволяющей решить задачи перераспределения избыточных транспортных потоков на Автозаводском и Южном шоссе с целью снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций и пробок, обеспечения альтернативного проезда транспортных средств, в том числе беспрепятственного передвижения служб оперативного реагирования, обеспечения проведения мероприятий по эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории городского округа Тольятти.
2.Отметить:
2.1. Актуальность проблемы загруженности магистральных дорог на участках: трасса М-5 «Урал», Обводное шоссе, Южное шоссе, Автозаводское шоссе, Лесопарковое шоссе, ул.40 лет Победы, ул.Дзержинского, ул.Лесная, ул.Громовой, ул.Матросова.
2.2. Необходимость развития улично-дорожной сети в городском округе Тольятти.
3. Рекомендовать мэрии (Андреев С.И.):
3.1. Обеспечить разработку Концепции развития улично-дорожной сети г.о.Тольятти.
3.2. Предусмотреть в бюджете г.о.Тольятти на 2012-2013гг. средства на разработку Концепции развития улично-дорожной сети г.о.Тольятти.
3.3. Принять меры по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции объектов улично-дорожной сети.
3.4. Представить информацию о сроках реализации ранее подготовленных проектов по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети.
Срок – до 01 сентября 2012 года.
3.5. Представить информацию о планируемых проектах по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети с указанием сроков, объёмов и стоимости проектов и работ по их реализации.
Срок – до 01 сентября 2012 года.
3.6. Рассмотреть представленные ГИБДД УМВД по г.Тольятти мероприятия по снижению транспортной нагрузки и обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г.о.Тольятти с целью возможного внесения изменений в соответствующие долгосрочные целевые программы городского округа Тольятти.
3.7. Рассмотреть возможность ограничения въезда в город большегрузного транспорта.
3.8. Установить автоматизированную систему управления транспортными потоками.
3.9. По вопросу возможного строительства магистральной дороги, соединяющей Автозаводский и Центральный районы городского округа Тольятти:
- выявить мнение Совета директоров предприятий городского округа Тольятти;
- выявить мнение общественных организаций, осуществляющих деятельность в городском округе Тольятти;
- представить в Думу предложения по выявлению мнений жителей городского округа Тольятти;
Срок – до 01 сентября 2012 года.
4. Рекомендовать Думе (Зверев А.И.) вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности строительства магистральной дороги, соединяющей Автозаводский и Центральный районы, по мере предоставления информации