Несмотря на то, что чиновники представили документы в самый последний момент, благодаря оперативно подготовленным специалистами аппарата Думы заключениям депутаты получили возможность принять взвешенное решение по данному вопросу. По прогнозу аналитиков, в тольяттинском фонде могут быть аккумулированы средства в объеме свыше 1 млрд. рублей, расходовать которые можно только целевым способом.
Такое право – с 1 января 2014 года создать муниципальный дорожный фонд – было зафиксировано в федеральном законодательстве еще в конце прошлого года (в соответствии с принятыми изменениями в Бюджетный кодекс РФ). Однако мэрия прислала в Думу г.о. Тольятти соответствующий пакет документов, что называется, без пяти минут до заседания. Если точнее, то вечером накануне – в момент голосования по повестке комиссии по бюджету и экономической политике тольяттинского парламента первый заместитель мэра Алексей Бузинный предложил расширить её еще несколькими пунктами, в том числе – в связи с дорожным фондом. Но обсуждать важный вопрос «с голоса», то есть, не изучив документы, члены профильной комиссии отказались
Надо отдать должное специалистам аппарата, которые в сверхурочное время проштудировали представленный мэрией пакет, а также нормы действующего законодательства и к заседанию Думы обеспечили депутатов заключениями. Далее с учетом выводов аналитиков и юристов городского парламента этот вопрос проанализировали члены фракции «Единая Россия». Таким образом и оказался в повестке заседания 10 июля пункт, касающийся создания муниципального дорожного фонда. Ведь дать отмашку на появление такого фонда в нашем городе - это прерогатива представительного органа. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается также решением представительных органов.
Пополняться фонд будет за счет целого ряда источников. Это и отчисления в качестве возмещения вреда, причиняемого большегрузным транспортом, и плата за услуги по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, и государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных грузов и (или) крупногабаритных грузов, и денежные средства, поступающие от уплаты штрафов, пеней, а также от возмещения убытков муниципального заказчика, взысканных в связи с нарушением исполнителем условий контракта. Примерные суммы по каждому из этих источников уже известны.
Аналитики Думы обратили внимание депутатов на то, что ясности нет только в отношении акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации. Дело в том, что с 1 января 2014 года упомянутые акцизы зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 28% и 72% соответственно. Та часть, что поступит в областной бюджет, полностью или в какой-либо доле может быть передана на уровень муниципалитета. Размер таких отчислений устанавливается исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности города. Но в пакете документов, поступивших в Думу из мэрии, не содержались сведения о том, какова протяженность дорог. То есть сумму поступлений по этому источнику определить пока не представляется возможным.
Тем не менее, прогнозы довольно оптимистичные: в тольяттинском дорожном фонде могут быть аккумулированы средства в объеме свыше 1 млрд. рублей.
Какие же задачи призван решать фонд? Создание муниципального дорожного фонда позволит использовать эти ассигнования в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального ремонта автомагистралей и ремонта дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам, проездов к дворовым территориям.
Важно то, что средства фонда будут носить целевой характер, а, стало быть, не подлежат изъятию или расходованию на иные нужды. Председатель комиссии по бюджету и экономической политике Думы г.о. Тольятти Сергей Колмыков считает, что это является положительным фактором, поскольку исключаются встречные финансовые потоки и появляется возможность быстрее осваивать средства дорожного фонда в летнее время.
Учитывая все позитивные моменты, депутаты городского парламента проголосовали за создание фонда. Тем самым сделан первый шаг в данном направлении. Но до конца года необходимо разработать и утвердить порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Тольятти и, соответственно, внести изменения в Положение «О бюджетном процессе в городском округе Тольятти».