Депутаты считают предложения об увеличении доходной части главного финансового документа на 2014 год обоснованными. Для их воплощения на практике необходимо лишь более эффективно осуществлять администрирование налоговых и неналоговых доходов. На этом фоне призыв мэрии к увеличению долговой нагрузки муниципалитета выглядит сомнительным.
Как известно, в субботу, 16 ноября, депутаты приняли бюджет в первом чтении, включив в решение ряд принципиальных для Думы г.о.Тольятти формулировок. Речь идет об увеличении доходной части на 313,5 млн. рублей. Голосование по данному вопросу было единодушным, поскольку позиция парламентариев является взвешенной, подкрепленной реальными цифрами. Тогда как аргументация мэрии, делающей ставку на привлечение бюджетного кредита размером 150 млн. рублей и на получение 200 млн. рублей из областного фонда стимулирующих субсидий, вызывает сомнения в профессионализме чиновников.
Сопредседатель согласительной комиссии со стороны тольяттинского парламента Сергей Колмыков, возглавляющий комиссию по бюджету и экономической политике, убежден в том, что, отвергнув идеи чиновников, депутаты поступили правильно. Ведь путь, предлагаемый мэрией, - это дорога к долговой яме. Дело в том, что официальных подтверждений из области о предоставлении нашему городу кредита и субсидий – нет. Сомнительным предложение мэрии выглядит еще и потому, что финансисты мэрии не заложили в полном объеме в расходной части бюджета средства на погашение уже взятых кредитов (на сегодняшний момент они отражены в объеме одной четвертой от необходимого). К тому же, рассчитывать на поступления из региональной казны муниципалитет может только после утверждения вышестоящих бюджетов. «Учитывая все эти факты, - говорит Сергей Колмыков, - предложения мэрии с полным правом можно охарактеризовать как популистские. Особое удивление вызывает тот факт, что столь ущербной точки зрения придерживается руководитель департамента финансов мэрии Григорий Гильгулин, который как финансист должен знать, какую угрозу несут городу инициативы по увеличению долгового бремени».
Руководитель контрольно-счетной палаты Константин Яковлев подтверждает четкость доводов, которыми руководствуются депутаты: «Я считаю, что на заседаниях согласительной комиссии со стороны Думы были представлены обоснованные показатели в части налоговых и неналоговых поступлений. При расчете налога на землю во внимание были приняты данные БТИ, согласно которым, в настоящее время в нашем городе более 700 тысяч квадратных метров занимают юрлица – собственники многоквартирных домов. Упомянутые юрлица должны оплачивать этот налог на протяжении трех лет. Так что 20 млн. рублей, которые зафиксировала Дума в решении о бюджете, – это заниженная планка. На самом деле, сумма этих отчислений должна быть выше».
Что касается сборов в бюджет от наружной рекламы, то Константин Яковлев напоминает о том, что федеральный законодатель обязывает подготовить и утвердить схему размещения рекламных конструкций в срок до 1 января, однако мэрия лишь недавно приступила к этой работе. А ведь соответствующая норма в законе содержится 5 лет, просто до последнего времени носила необязательный характер. По неизвестной причине исполнительная власть в Тольятти не бралась за разработку схемы размещения рекламных конструкций. Видимо, глядя на такие нерасторопные муниципалитеты, федеральный законодатель ввел обязательный характер указанной нормы. Депутаты давно ставили ребром вопрос об утверждении схемы, ведь правила игры должны быть понятны всем бизнесменам, городскому сообществу. Деятельность по размещению наружной рекламы должна быть прозрачной и приносить максимальную отдачу для бюджета.
Председатель комиссии по городскому хозяйству Думы Алексей Альшин, комментируя итоги голосования по проекту бюджету в первом чтении, подчеркнул: « Мы понимаем, что бюджет - сложный, дефицитный. Добиваясь большей его сбалансированности, Дума предложила несколько позиций, позволяющих увеличить налоговые и неналоговые поступления. Сбор этих средств – это прямая обязанность мэрии. Верность расчетов депутатов подтверждается экспертной оценкой, включающей и всевозможные риски. А наращивание доходной части посредством бюджетного кредита – это непродуктивно. Если городу удастся получить эти деньги, целесообразнее будет направить их на погашение кредитов коммерческих банков».
Борислав Гринблат, возглавляющий комиссию по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию, тоже не согласен с занижением показателей доходной части бюджета. Фиксируя в проекте бюджета 19 млн. рублей в качестве поступлений за размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, чиновники явно пошли по пути наименьшего сопротивления. Практика торгов в Тольятти показала, что средняя цена размещения одной рекламной конструкции размером 3 на 6 метров варьируется на уровне 300 тысяч рублей. А подобных конструкций в городе примерно полторы тысячи. Так что источники пополнения бюджета – вполне реальные, нужно только работать на благо города.
Подытоживая высказывания своих коллег, председатель Думы г.о. Тольятти Дмитрий Микель заявил, что мэрии следует отказаться от подобного курса, перейти к конструктивному взаимодействию с депутатами.
Для справки:
Верхний предел муниципального долга, по предложению мэрии, устанавливается:
в 2014 году - на уровне 4 469 949 тыс. руб., на 1 января 2015 года – в сумме 4 217 251 тыс. руб., в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 214 287 тыс. руб.;
Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который, согласно ст.111 Бюджетного кодекса РФ не должен превышает 15% объема расходов бюджета, предлагается мэрией на уровне: в 2014 году – 387 460 тыс. руб., в 2015 году – 465 046 тыс. руб., в 2016 году – 486 237 тыс. руб.