В рамках заседания Думы городского округа Тольятти депутаты заслушали информацию о реализации Федерального закона «О рекламе». Так, на первоначальном этапе в срок до 1 января 2014 года должна была быть утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города. Однако, этот документ вызывает немало вопросов и на начало февраля. Несвоевременная и некачественная работа мэрии в части реализации закона ставит под угрозу исполнение задачи по привлечению в бюджет дополнительных средств от наружной рекламы.
Изначальный вариант схемы был подготовлен мэрией и направлен в министерство имущественных отношений Самарской области в декабре 2013 года. В обязательном порядке в документе должны быть отражены указания на адреса и координаты рекламных конструкций, типы и виды конструкций, данные о правообладателе. Вопреки требованиям закона, по словам министра имущественных отношений Юлии Степновой, которая присутствовала на обсуждении данного вопроса в тольяттинской городской думе, «схема, предоставленная мэрией 29 декабря, не соответствовала этим требованиям». Хотя на сбор информации, анализ и подготовку проекта документа было отведено более полугода.
«Более или менее адекватную схему мы получили 4 февраля. За день мы ее посмотрели на комплектность и пришли к выводу, что она пригодна для анализа», - рассказала Степнова. Таким образом, схема в том виде, что обсуждалась на заседании, содержит информацию о 791 объекте. Оказалось, что количество рекламных конструкций, возможных для размещения, увеличилось как минимум в два раза по сравнению с первоначальным вариантом.
Хотя, как отметили депутаты, из скомканных разъяснений докладчика по этому вопросу - ведущего специалиста потребительского рынка мэрии – крайне сложно понять всю картину. Помимо того, в докладе содержались несколько некорректные данные по поводу сроков, на которые будут заключаться договоры на право размещения рекламных конструкций с победителем торгов. В частности, несколько раз, докладчик, видимо ошибочно, упоминал срок в 10 лет вместо предусмотренных законом 5 лет. Эту коллизию разрешили пояснения Юлия Степновой: «Федеральный закон предусматривает право субъекта устанавливать эти сроки – от 5 до 10 лет. Однако, это может ставить предпринимателей в неравные условия. Бюджетный комитет Самарской губернской думы выступил с инициативой, а мы их поддержали, в том, чтобы договоры на право размещения рекламных конструкции заключались на 5 лет».
Уровень подготовки представителей мэрии к заседанию и степень проработки вопроса получили оценку депутатов. «Со стороны мэрии демонстрируется неконструктивный подход», - отметил председатель комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию Борислав Гринблат. В результате работа мэрии в части реализации закона «О рекламе» была признана неудовлетворительной. Эти выводы отражены в решении Думы. Помимо того, депутаты отметили наличие на территории городского округа значительного количества рекламных конструкций, размещённых с нарушением требований законодательства, в том числе без проведения торгов. И это несмотря на то, что по данным мэрии в 2013 г. было демонтировано 970 конструкций. Судя по всему, в эту статистику вошли показатели по демонтажу малопривлекательных конструкций - пилонов, штендеров. Потому как визуальный осмотр не позволяет зафиксировать факт демонтажа незаконных билбордов формата 3м*6м, которые считаются самыми востребованными. Представителей мэрии запрос этих данных почему-то тоже ставит в тупик. К работе по выявлению фактического наличия объектов рекламы намерены подключиться депутаты, избранные по одномандатным округам, каждый – на своем округе.
«Проблема стоит гораздо шире. Утверждение схемы – не самоцель, а лишь одно из мероприятий, направленных на пополнения доходной части городского бюджета», - отметил председатель Думы Дмитрий Микель.
Средства от наружной рекламы как источник дохода губернатор Николай Меркушкин обозначил в послании депутатам и жителям. Проблематика утверждения и дальнейшего согласования схемы упирается в сроки. После утверждения схему ждет процедура согласования. Только потом можно приступать к подготовке документации на проведение тендеров, по итогам которых и будут заключаться договоры на право размещения рекламных конструкций. До 1 апреля должны быть проведены торги, до 1 мая – должны быть демонтированы незаконные объекты. Сегодня стоит задача ускорить все необходимые процессы для того, чтобы уложиться в сроки, установленные губернатором. Суммы, которые могут быть выручены от рынка наружной рекламы, должны быть заложены в консолидированный бюджет субъекта. Поэтому максимальное выполнение этих планов позволит рассчитывать на выделение средств из областного бюджета в большем объеме.
Учитывая сложившуюся ситуацию, 4 февраля на заседании Правительства Самарской области была принята программа мероприятий по реализации послания губернатора. Содействие в проведение торгов в такие сжатые сроки может оказать ГБУ «Центр размещения рекламы». В решении Думы нашла отражение рекомендация о предоставлении права проведение торгов на право заключения договоров на территории Тольятти силами ГБУ. Если исполнительная власть муниципального образования имеет заинтересованность в более эффективной реализации закона и, как следствие, увеличении доходной части бюджета, очевидно, эти полномочия должны быть переданы на региональный уровень.