Результаты выполнения долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в очередной раз продемонстрировали формальный подход мэрии к решению проблемы. Жилищные вопросы горожан не ограничиваются тремя домами, попавшими в программу. Судя по всему, исполнительная власть в нашем городе предпочитает не вдаваться в эти подробности, оперируя лишь цифрами из отчета о том, сколько средств освоено.
В довольно молодом Тольятти по сравнению с соседними муниципалитетами не так много непригодных для проживания домов, однако они есть. Три таких дома расположены по адресам: ул. Ворошилова, 55, ул. Советская, 52, ул. Блюхера, 2. Из них за период действия программы с 2011 по 2013 год расселены и обеспечены жилыми помещениями 133 человека. К сожалению, один из жильцов не дождался переезда.
Большая часть средств, предусмотренных программой, пошла на урегулирование ситуации с домом по Ворошилова, 55. Напомним, что в результате возведения жилой вставки между домами начал разрушаться первый подъезд дома по Ворошилова, 55. Жильцов пришлось выселять, покупать для них квартиры за счет средств из бюджета. Председатель комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию Борислав Гринблат акцентировал внимание на том, что средства следует компенсировать за счет застройщика злополучной вставки. Кроме того, как сегодня выясняется, подтверждаются самые худшие опасения: признаки разрушений дома стали появляться в районе 2 и 3 подъезда. Работы по формированию деформационного шва выполнены не полностью, впрочем, какого эффекта удастся от них добиться тоже не совсем понятно с учетом того, что на стенах поползли трещины. Городской парламент призывает оперативно принять все меры по улучшению состояния подъезда.
Помимо всего прочего, на территории Тольятти есть и другие дома, где можно наблюдать разрушения стен здания и кровли. Притом, эти повреждения уже не устранить окончательно посредством проведения капремонта. То есть фактически в городе имеются дома, состояние которых позволяет признать их непригодными для жилья. Это может стать основанием для того, чтобы Тольятти наряду с другими муниципальными образованиями претендовал на получение средств из областного бюджета. Во всяком случае, соседствующие муниципалитеты щедро финансируются на эти цели. Так, на территории Самарской области действует госпрограмма «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», в рамках которой предусмотрены мероприятия, направленные на решение квартирного вопроса граждан, в том числе проживающих в аварийных домах. Тольятти является единственным городом, не участвующим в программе. Необходимость принятия мер для того, чтобы и наш город мог рассчитывать на господдержку депутаты отмечали и ранее при рассмотрении
Почему-то представители мэрии не стремятся посмотреть на проблему в комплексе, как на том настаивают депутаты городского парламента. Более того, чиновники, видимо полагают, что справились с задачей. Так, на текущий год муниципальная программа по части переселения граждан из аварийного жилья не разработана вовсе. По поводу проделанной работы и того, как она повлияла на улучшение ситуации в целом, депутаты выразили свою позицию, поддержав инициативу фракции «Единая Россия» о признании неэффективной деятельности мэрии по переселению из аварийного жилья.
В мэрии предпочитают ссылаться на сложность и даже невозможность проведения процедуры признания жилья аварийным. Законодательно обязанность по доказыванию непригодности жилья для проживания лежит на жильцах. Однако опыт соседних городов и поселков, где органы местного самоуправления подключились к вопросу и оказывают всяческое содействия для оформления необходимого пакета документов, говорит о том, что ситуация не такая уж безвыходная. При желании и определенной степени активности эти механизмы могут быть применимы и в Тольятти. «Если есть какое-то препятствие для вхождения в эту программу, то его желательно устранить. Если люди обращаются, значит, проблема существует, и наша задача изучить ситуацию и рассмотреть все возможности», - отметил Борислав Гринблат.