Прожиточный минимум увеличился, но в расчетах на получение субсидии на квартплату фигурирует показатель 2007 года. На заседании рабочей группы по проблемам ЖКХ, созданной при тольяттинском парламенте, было решено, что действующую схему предоставления льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг для малоимущих горожан надо менять. Данный вопрос предполагается включить в повестку заседания Думы 21 октября. К этому сроку планируется подготовить новую шкалу субсидий, увязанную с размером доходов жителей, и направить эти предложения губернским законодателям.
Напомним, что в настоящее время в Самарской области действует региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с ним в семье, подушевой доход которой составляет 3 тысячи рублей, бремя коммунальных услуг не может превышать 10%. Остальные 90% покрываются за счет субсидии. Максимальная планка – 22% - установлена для граждан, имеющих доход свыше 4 тысяч.
В 2007 году, когда вводилась эта шкала, прожиточный минимум в Тольятти исчислялся на уровне 3,7 тысячи рублей. В 2015 году прожиточный минимум установлен на уровне 8,8 тысячи рублей. То есть налицо явный отрыв от реалий. Варианты изменения предельно допустимой доли расходов граждан и обсуждались на заседании рабочей группы по мониторингу и регулированию вопросов в сфере ЖКХ при Думе г.о.Тольятти. Вел заседание заместитель председателя Думы Александр Денисов.
Один из вариантов выдвинут УК «ДЖКХ». Он касается двух категорий граждан, водораздел проходит по сумме 4 тысячи рублей. Тем, у кого доход ниже, предлагается установить максимально допустимую долю расходов на квартплату 10%, а тем, у кого выше, - 15%. При этом приводятся в пример такие города, как Москва, где на государственную помощь вправе рассчитывать граждане, чьи платежи в сфере ЖКХ, превышают 10%. В Санкт-Петербурге субсидии полагаются семьям, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют 14%. А в Уфе с нынешнего года порог для коммунальных расходов для многодетных и неполных семей установлен на уровне 15% семейного бюджета, для одиноких пенсионеров – на уровне 18%.
Иной подход был озвучен руководителем департамента социальной поддержки населения мэрии Тольятти Мариной Братановой. Она высказалась за то, чтобы менять не проценты размера субсидии, а показатели доходов. С этим согласилось большинство членов рабочей группы при Думе. А депутат Борислав Гринблат предложил пойти дальше и сделать гибкую формулу, в которой увязывались в справедливом соотношении рубль дохода семьи и рубль выплачиваемой субсидии. Пока же наблюдаются резкие скачки. Например, при доходе 3500 рублей – предельная доля оплаты 15%, а при доходе 3501 рубль – она уже составляет 20%. Получается, что разница в один рубль дохода может существенно сказаться на размере субсидии. Эту несправедливость и считает необходимым устранить Борислав Гринблат.
Понятно, что трансформация шкалы выплаты субсидий повлечет увеличение расходов бюджета. Однако участники заседания рабочей группы сошлись во мнении, что инициировать пересмотр максимально допустимой доли граждан в оплате коммунальных услуг необходимо. Соответствующий проект обращения в Самарскую губернскую Думу планируется подготовить к заседания Думы г.о.Тольятти 21 октября.