Как выяснилось, из 63 управляющих компаний в сфере ЖКХ лишь три принадлежат муниципалитету. Однако в финансово-хозяйственной деятельности муниципальных УК очень много нарушений, что показала проверка, проведенная контрольно-счетной палатой в ОАО «Управляющая компания № 1 ЖКХ», ОАО «Управляющая компания № 2 ЖКХ».
Возглавляемая Константином Кузнецовым комиссия по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики заслушала очередной отчет КСП. Аудиторы контрольно-счетной палаты проверили, как упомянутые УК формировали и перечисляли в бюджет Тольятти дивиденды по акциям, находящимся в собственности муниципалитета, а также распоряжались муниципальным имуществом, переданным им в пользование. Анализировались данные за 2014 год и 9 месяцев 2015 года.
Нареканий к финансово-хозяйственной деятельности обеих компаний, сейчас находящихся в стадии слияния, очень много. Список претензий начинается с того, что ОАО «УК № 1 ЖКХ» в проверяемом периоде не имело на управлении ни одного жилого дома. То есть не соответствовало целям создания. Вместо этого компания занималась сдачей имущества в аренду. В отчете зафиксировано, что неподтвержденная дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2014 года достигала 44 млн 721,2 тысячи рублей. В дальнейшем УК необоснованно произвела списание неподтвержденной дебиторской задолженности в сумме 17 млн 479,5 тысячи рублей. Ну а весь перечень нарушений ОАО «УК № 1 ЖКХ» тянет на общую сумму 103 млн 299 тысяч рублей. Проверяющие из КСП установили, что величина чистых активов общества меньше уставного капитала и эта разница огромна: 26 млн 912,1 тысяч рублей! Вывод проверяющих звучит однозначно: налицо признаки несостоятельности общества.
Не лучше обстояли дела и в ОАО «УК № 2 ЖКХ». Компания тоже производила неправомерное списание дебиторской задолженности (на сумму 976 тысяч рублей). Арендные платежи УК взимала по ставкам, много ниже рыночных. КСП выявила, что чистые активы и этой муниципальной компании тоже меньше уставного капитала, что свидетельствует о несостоятельности ОАО «УК № 2 ЖКХ». Финансово-хозяйственная деятельность общества в проверяемом периоде была не эффективна, выручка сократилась почти в 3 раза, что приводит к выводу о преднамеренном банкротстве общества.
Ознакомившись с состоянием дел в указанных УК, депутаты задались вопросом о целесообразности слияния АО «МУ ЖКХ» и ОАО «УК № 2 ЖКХ». Новый руководитель принимает меры к улучшению положения, однако есть ли смысл в существовании компании с таким длинным негативным шлейфом? Парламентарии предложили мэрии представить обоснование слияния злополучных УК и перспективы развития реорганизованного общества. Тем временем руководству УК необходимо предпринять все необходимые действия по восстановлению отсутствующих первичных документов ОАО «УК № 1 ЖКХ», ОАО «УК № 2 ЖКХ» за проверяемый период и по восстановлению бухгалтерского учета.
Что же касается шагов, которые намерены в ближайшее время сделать депутаты, то это, прежде всего, обратиться в прокуратуру Тольятти, а также направить отчет контрольно-счетной палаты в УМВД России по г.Тольятти и в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Самарской области для проведения проверок по выявленным нарушениям. В рамках реализации послания губернатора Самарской области комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики совместно с комиссией по городскому хозяйству (председатель – Алексей Альшин) предложено ежеквартально заслушивать информацию о деятельности муниципальных УК с учетом обращений и жалоб граждан.