Этим в мэрии занимается специальное подразделение, его цели отображены даже в названии - департамент экономического развития. Он и явился разработчиком Прогноза социально-экономического развития Тольятти на 2017 год. На данном документе основывается формирование проекта бюджета города, - отметил председатель Думы Тольятти Дмитрий Микель. Прогноз состоит из разделов по целому ряду показателей - уровень инфляции, тарифная политика, промышленное производство¸ инвестиции, демографии и пр. Как отметили депутаты, судя по представленным данным, складывается впечатление, что документ отображает не векторы развития города, а наоборот – падение по многим показателям.
Так согласно Прогнозу, в 2017 году будет наблюдаться снижение оборота розничной торговли, общего объема инвестиций в основной капитал, ухудшение демографических показателей - уменьшение среднегодовой численности населения, снижение трудовых ресурсов, уменьшение естественного прироста населения, рост безработицы в 2017, а также снижение пассажирооборота и грузооборота. Будет наблюдаться и падение объемов ввода в эксплуатацию жилых домов и составит 200,0 тыс. кв. м (70,4% от оценки 2016 года), снижение обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями: в 2017 году 965 мест на 1000 детей в возрасте 3-6 лет (97,9% от оценки 2016 года и 98,8% от факта 2015 года), снижение уровня охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет к концу прогнозного периода до уровня 90,6% (92,8%) к оценочному уровню 2016 года. При этом ранее мэрия гарантировала, что не будет сокращения количества часов, отведенных для занятий детей в кружках, секциях, и не сократится количество обучающихся.
Озвученные данные по социальному блоку депутаты назвали тревожными. Депутаты считают необходимым вернуться к этим проблемам для поиска мер, направленных на изменение наметившейся ситуации в сфере общего и дополнительного образования.
Депутаты обратили внимание на то, что по ряду показателей, в частности, по безработице, мэрия города Тольятти декларировала на разных площадках резкое оздоровление ситуации в связи с присвоением городу статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Но судя по представленным в Думу данным, складывается впечатление, что создание и функционирование ТОСЭР не позволит перекрыть существующие негативные тенденции на рынке труда Тольятти. Более того, в документах, поступивших в Думу, нет никаких расчетов и данных в части количества создаваемых рабочих мест, объема инвестиций и прочего. Между тем, такие сведения должны содержаться в любом Прогнозе.
«А было ли сделало финансово-экономическое обоснование по ТОСЭР? Где эти выкладки? Пока, согласно вашему Прогнозу, складывается ощущение, что речь идет не о развитии Тольятти, а о спаде по целому ряду ключевых показателей», - заключил председатель комиссии по городскому хозяйству Алексей Альшин.
«Нам говорят, что эффект от создания ТОСЭР будет лет через 10, но мы живем здесь и сейчас, и депутаты и городское сообщество хотят понимать, что реально в ближайшей перспективе даст городу ТОСЭР? Доклад красивый, но цифры о другом говорят. Ранее нам давались оптимистичные обещания, но они почему-то не отразились в Прогнозе», - сказала Нина Болканскова, председатель комиссии по местному самоуправлению. Внятного ответа, конкретных цифр со стороны чиновников депутаты так и не дождались.
Парламентарии также отметили, что в Прогнозе социально-экономического развития Тольятти ряд данных не совпадает с цифрами, заложенными в Прогноз социально-экономического развития Самарской области. Специалисты управления аналитики Думы отметили, что необходимо представить пояснения по расхождению значений показателей, в особенности в сравнении вариантов Прогноза Тольятти и Прогноза Самарской области, использованных для разработки параметров бюджета.
Неоднократно в ходе дискуссии депутаты возвращались к тому, что данный документ тесно связан с бюджетом, поэтому так важно подходить к его разработке и анализу максимально взвешенно. Необходимо отметить, что второй год в конце года секвестрируются расходы бюджета. Расходы на покрытие кредиторской задолженности текущего года переносятся в расходы бюджета следующего года, тем самым «отбирая» определенную долю денежных средств из возможных расходов следующего года, растёт муниципальный долг. Приведенные факты, отметили депутаты, свидетельствуют о необходимости пересмотра экономической политики, и начать ее нужно с планирования, то есть с Прогноза.