Поскольку одними запретительными мерами распространение наркотических, психотропных и галлюциногенных веществ не пресечь, депутаты тольяттинской Думы предложили поднять на борьбу с потреблением курительных смесей и их аналогов общественность. Действенными могут быть и неформальные способы убеждения владельцев торговых сетей, занимающихся реализацией пакетиков «Спайса» и его разновидностей.
Возглавляемая Виктором Поповым комиссия по местному самоуправлению и общественной безопасности тольяттинской Думы в порядке контроля вернулась к теме курительных смесей. Как выяснилось, перемены к лучшему в этой истории произошли, но «хэппи-энд» пока не просматривается.
Из доклада Владимира Ватолина, заместителя начальника отдела по г. Тольятти УФСКН по Самарской области, следовало, что с момента опубликования постановления Правительства РФ список наркотических средств, психотропных и галлюциногенных веществ, запрещенных к обороту в нашей стране, дополнился еще 40 наименованиями. Поэтому термин «курительные смеси» уже неактуален – ингредиенты «Спайса» официально признаны наркотическими веществами.
Служба наркоконтроля провела ряд оперативных мероприятий, направленных на недопущение перехода данных курительных смесей из легального оборота в нелегальный. Было изъято более 3 тысяч пакетиков и часть нефасованного товара общей массой свыше 2,5 кг.
Однако, как заявил представитель наркоконтроля, за химиками не угнаться: на смену «Спайсу» появились другие наркотические смеси, по своему воздействию на организм человека идентичные таким известным наркотикам как амфетамин, кокаин, экстази. Есть сведения, что в состав этих веществ входит мефедрон - в ряде стран Европы после летальных исходов данное вещество было запрещено. Впрочем, путь запретов малоэффективен. Ведь отец JWH-018, одного из главных компонентов «Спайса», уже заявил, что им изобретено 150 видов этого наркотика, так что если постоянно расширять список веществ, запрещенных к обороту, то он вырастет до размеров простыни, а потом все равно еще половинку придется пришить…
По мнению Владимира Ватолина, выход не в этом. Вопрос нужно ставить иначе. Не контролирующие инстанции должны доказывать, что то или иное вещество подлежит запрету, а производителей и распространителей следует обязать предъявлять доказательства, что их товар не несет вреда людям.
Что поразительно, такого рода вещества нередко позиционируются как преобразователи ржавчины, соли для ванн, средства автохимии. Именно поэтому Владимир Ватолин считает, что есть смысл выходить с законодательной инициативой, суть которой в том, что любой товар должен пройти полную экспертизу до того, как его выставят на прилавок.
Если дурманящие смеси маскируются под безобидные товары, это одно. Но ведь реализация наркотических, психотропных и галлюциногенных средств нередко идет, не таясь, особенно в Интернете. Пресекать такую торговлю вознамерилась прокуратура. К сожалению, о том, насколько надзорный орган преуспел на данном поприще, члены комиссии по местному самоуправлению и общественной безопасности узнать не смогли, так как эта структура игнорирует второе подряд приглашение в Думу. В связи с этим с подачи депутата Артема Гончарова было решено направить в прокуратуру соответствующий запрос.
Еще одно предложение было озвучено Еленой Горлановой, заместителем руководителя территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.о. Тольятти. Эта структура оказалась теперь в еще более сложном положении, чем наркоконтроль. До тех пор пока курительные смеси не были внесены в список «незаконного оборота», сотрудники данной службы боролись с распространением дурмана, вынося постановления о наказании по статьям за недостоверную информацию. Хотя санкции не слишком строгие: штрафы для юридических лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей. Другая мера воздействия – направление в суд материалов на приостановление деятельности. Однако суды в большинстве случае решения принимали не в пользу контролирующей инстанции. Любопытный нюанс: суд зачастую обязывал контролеров вернуть изъятые наркотические вещества, но за ними никто не обращался. В общем, считает Елена Горланова, поскольку распространение смесей осуществляется через мелкую розницу, а разрешительная документация на установку таких киосков оформляется в органах местного самоуправления, и нужно, чтобы местные власти использовали этот рычаг влияния.
А не получится ли тогда, что «задавив» местную розницу, муниципалитет будет иметь нулевой результат потому, что реализацией дурманящих смесей займутся торговые сети? Кстати, они в этих прегрешениях уже замечены. Собственно, распространение аналогов «Спайса» - это сетевой бизнес, имеющий свои склады, свою продуманную логистику. Поэтому депутат Борислав Гринблат высказался за индивидуальную работу с владельцами торговых сетей. Методы убеждения ведь еще никто не отменял. Кроме того, убежден депутат, на борьбу с распространением дурмана необходимо мобилизовать общественность, в том числе некоммерческие организации и партии.
«У них реклама удовольствия, а у нас должна быть антиреклама, - призывал Борислав Гринблат, - А возглавить эту компанию должны партии. Написать совместный меморандум, разграничить зоны влияния. Целесообразно задействовать и административный ресурс. У нас детям объявлена война, ответные действия должны быть адекватными».
Председатель комиссии Виктор Попов поддержал эту идею – подключить к борьбе с распространением наркотических, психотропных, галлюциногенных веществ общественность. Комиссия решила не снимать вопрос о курительных смесях и их аналогах со своего контроля.