В Думе г.о. Тольятти 29 января одним из вопросов повестки стало обращение к председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину и к министру энергетики Российской Федерации А.В. Новаку по вопросу Схемы теплоснабжения и решения об установлении в Тольятти ценовой зоны. Обращение, по сути, объединило две темы, которые не увязаны между собой. Документ, в конечном счёте, приняли, хотя вопросов в этой связи остаётся немало.
Дело в том, что принятие решения об установлении ценовой зоны теплоснабжения не является прямым следствием утверждения новой схемы теплоснабжения. Новая схема теплоснабжения должна быть разработана и утверждена в силу принятия нового Генерального плана, который в Тольятти приняли в мае 2018 года. Наличие утвержденной схемы теплоснабжения является только одним из критериев (одним из требуемых документов) отнесения города к ценовым зонам теплоснабжения.
Следует учесть, что эти документы утверждаются разными вышестоящими органами власти и хотя бы поэтому их, конечно, не стоило объединять в одном обращении.
Главная претензия ряда депутатов к обращению заключалась в том, что в обращении преобладает эмоциональная составляющая, отсутствуют подтверждающие документы.
В частности, в обращении говорилось следующее:
- Между тем, этот факт не подтвержден юридическими заключениями. А вместе с тем по базовому варианту прогноза Социально экономического развития Тольятти на указанный период, принимая во внимание поставленные национальным проектом «Жилье и городская среда» цели, и фактические показатели по вводу жилья, прогнозируется увеличение объёма ввода в действие общей площади жилых домов (квартир). По целевым показателям региональной составляющей нацпроекта «Жилье и городская среда», в Тольятти к концу 2022 года объём вводимого жилья должен составить 270,55 тысяч квадратных метров.
Ещё один спорный момент:
Что касается якобы «нестабильной социальной и экономической ситуации» - здесь опять же достаточно взглянуть на документы, которые прорабатывались депутатами в ноябре 2019 года при обсуждении прогноза Социально экономического развития Тольятти. В этом документе однозначно сказано, что ожидается постепенное наращивание экономического потенциала городского округа Тольятти в условиях полномасштабной реализации на его территории национальных проектов. К тому же, перспективному развитию будет способствовать Стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года и План по её реализации, принятые городским парламентом, а также успешное развитие проектов компаний-резидентов ТОСЭР «Тольятти». Цифры красноречивее слов: основные показатели социально-экономического развития города растут. Индекс промышленного производства относительно предыдущего года будет расти и составит: в 2020 году - 103,8%, в 2021 году – 104,5%, в 2022 году – 105,0%. Объем отгруженных товаров собственного производства вырастет к 2022 году на 32,3%, до 758,8 млрд руб. Инвестиции в основной капитал существенно увеличиваются и составят в 2022 году 42,3 млрд рублей, что на 35,9% выше уровня 2019 года.
Оценку нашему городу дал и Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, когда объявил 2020 год – годом Тольятти: «Сегодня Тольятти является локомотивом экономического роста Самарской области. Сегодня Тольятти занимает опережающие позиции в регионе по созданию новых рабочих мест, по росту производства. Это подкрепляется цифрами статистики и экономики предприятий».
В тексте обращения есть и другие сомнительные утверждения, под которыми, по мнению депутатов, отсутствует какое-либо обоснование в виде конкретных документов.
При этом никакого открытого общественного обсуждения по вопросу установления новой ценовой зоны в Тольятти не проводилось. Более того, оно и не предусмотрено законом. Наконец, что касается тарифов, то звучали мнения, что, в любом случае, городу придётся рано или поздно менять ветшающие сети, и при действующей системе тарифообразования велика вероятность ещё большего роста тарифов, чем по предлагаемому варианту ценовой зоны.
Глава города Сергей Анташев разъяснил: «Будет ли ценовая зона или иной вариант – концессионное соглашение – в соответствии с законом, схема теплоснабжения должна быть принята. Работа уже проведена, она соответствует требованиям законодательства и на все технические вопросы есть пояснения. Техническую сторону должны оценивать специалисты. Даже при всём моем стаже работы в области теплоснабжения, я не берусь оценивать её в полном объёме. Тем более, схему теплоснабжения разрабатывала проектная организация, а в министерстве её оценивает профессиональная комиссия».
Еще одна существенная претензия – что цель обращения исключительно популистская в интересах конкретных коммерческих структур. Так или иначе это следовало из выступлений разных спикеров.
Зампредседателя Думы Ольга Сотникова подчеркнула: «Развернувшаяся информационная кампания по вопросу схемы теплоснабжения не что иное, как борьба двух олигархических структур – «ТЕВИС» и «Т Плюс». Это даже подтвердили выступающие. Обе эти компании коммерческие, главная их цель – извлечение прибыли, независимо от того, из чьих карманов она пойдет. А пойдет она на практике из карманов людей. Печально, что тольяттинцев вовлекли в эту войну «капиталистических акул». Однако в этой ситуации тольяттинцы еще раз доказали, что они не готовы смириться, когда их ставят просто перед фактом, что они имеют свое мнение, и с которым власть должна считаться».
Несмотря на вполне резонные предложения попробовать доработать обращение, разделив его по адресатам и выверив все формулировки, большинство депутатов всё же проголосовали за отправку представленного проекта документа. Обстоятельства и сложность принятия этого решения доказывают его неоднозначность: перевес в голосах сложился едва ли не случайно, буквально в последние секунды голосования, когда в зал вернулся один из депутатов.
Важный нюанс: впоследствии некоторые из участников заседания позволили себе резкие выпады, называя коллег «предателями», что как минимум некорректно. Поиск оптимальных решений необходимо вести в диалоге.