Депутаты не согласились с возражениями мэра, не подписавшего решения Думы по муниципальному земельному контролю и по наказам избирателей. Убежденные в своей правоте, они отклонили вето мэра и проголосовали за то, чтобы утвердить решения в прежних редакциях.
Последовательно отстаивали свою точку зрения депутаты относительно внесения изменений в положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории г.о. Тольятти. Напомним, что в связи с протестом прокурора депутаты откорректировали текст данного документа, дополнив его формулировкой, специально оговаривающей: действие ряда пунктов не распространяется на проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кстати, это решение «родилось» не без ведома мэрии, за такую формулировку, в частности, ратовала руководитель управления земельных ресурсов мэрии Татьяна Холназарова.
Однако в последний момент исполнительная власть развернулась на 180 градусов – в Думу поступили возражения, суть которых в том, что сейчас у депутатов пока нет полномочий по установлению порядка осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель. Соответствующие положения Устава вступят в силу после истечения срока полномочий пятого созыва.
Юристы Думы с такой аргументацией не согласились, ведь в данном случае депутаты и не устанавливали порядок осуществления муниципального земельного контроля, а попросту вносили изменения в нормативный правовой акт, принятый в соответствии с имевшимися у Думы в ту пору полномочиями. Так что за пределы своей компетенции народные избранники не вышли, о чем они и решили поставить в известность чиновников, преодолевая вето мэра.
По этой же схеме действовали народные избранники, отклоняя возражения мэра, касающиеся решения по наказам избирателей. Напомним, что упомянутое решение тоже появилось на свет в связи с протестом прокурора. Депутаты отчасти согласились с мнением надзорного органа и соответствующим образом отредактировали принятое в 1997 году положение о наказах избирателей депутатам тольяттинской городской Думы. Из текста документа были исключены ссылки на недействующие законодательные акты и признаны утратившими силу статьи 7 и 8, предусматривающие процедуру утверждения Думой наказов избирателей. Но этот шаг не удовлетворил мэрию, настаивавшую на упразднении всего документа.
Однако и в этом случае «коса нашла на камень», ведь в течение 13 лет рядовые тольяттинцы в ходе выборных кампаний вносили предложения, давали поручения своим кандидатам, а впоследствии получали от своих избранников информацию о ходе выполнения наказов, и такое положение дел всех устраивало. Конечно, как такового понятия «наказы избирателей» в действующем законодательстве не содержится. А с другой стороны, что не запрещено – то разрешено. Осуществлять местное самоуправление можно и с использованием «других форм прямого волеизъявления», а под такую формулировку подпадают, в том числе, и наказы избирателей. Это право граждан «на иные формы» было реализовано в том числе и на выборах в Думу, прошедших в марте 2009 года, когда к своим обязанностям приступил пятый созыв. Тогда в городе прошла целая череда собраний, на которых тольяттинцы сформулировали свои пожелания, рекомендации для Думы. И депутаты взяли эти наказы в работу, регулярно информируя своих избирателей о результатах этой деятельности.
«Отмена действующего положения о наказах избирателей ведет к нарушению прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан городского округа, в части реализации их права на участие в осуществлении местного самоуправления через наказы избирателей депутатам Думы городского округа Тольятти», - сочли юристы Думы.
На основании этих доводов депутаты и голосовали за то, чтобы оставить решение по наказам избирателей в прежней редакции.
А параллельно они утвердили и текст обращения в Государственную Думу РФ. В этом тексте, адресованном своим «старшим товарищам», депутаты указали на то, что на федеральном уровне эта форма непосредственной демократии не регламентируется, а законы о наказах избирателей есть только в нескольких субъектах Российской Федерации.
«По нашему мнению, предложения избирателей, направленные на улучшение деятельности органов местного самоуправления в области экономического, социального, культурного развития и обеспечения жизнедеятельности населения должны оформляться наказами и в обязательном порядке учитываться в планах социально-экономического развития муниципальных образований. Наказы избирателей служат реальной гарантией соответствия деятельности представительного органа воле и интересам граждан, проживающих на соответствующей территории» - говорится в обращении.
С учетом этих обстоятельств тольяттинские депутаты и предложили рассмотреть вопрос о подготовке изменений в федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон следует дополнить статьей «Наказы избирателей» в главе 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления».
То есть депутаты решительно продемонстрировали, что будут держаться на своих позициях. Остается добавить, что, по Уставу Тольятти, если при повторном рассмотрении отклоненное мэром решение принимается в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов Думы, оно подлежит подписанию мэром в течение семи дней со дня поступления решения в канцелярию мэрии.