22 апреля в зале заседаний Думы прошло рабочее совещание с участием родительской общественности. Ранее - 24 марта - участники заседания тольяттинского парламента направили в адрес правительства Самарской области и Самарскую губернскую Думу обращение. Его цель – ввести компенсации для тех пап и мам, которые в силу различных жизненных обстоятельств были вынуждены перевести сыновей или дочерей на семейную форму обучения.
Модератором дискуссии была заместитель председателя Думы Ольга Сотникова. На совещании была предоставлена возможность поделиться своим видением ситуации и путей решения проблем представителям разных сторон.
Что касается позиции чиновников из сферы образования, то сотрудник профильного департамента администрации г.о.Тольятти прежде всего акцентировала внимание собравшихся на разнице между понятиями «домашнее обучение» (домой к больному ребенку ходит педагог) и «семейная форма образования» (обучение осуществляется самостоятельно и под полную ответственность родителей, в том числе и за качество получаемых знаний). Препятствий таким мамам и папам ведомство не чинит, однако высказывает опасения, а не спровоцирует ли введение компенсационных выплат для семейного обучения вал заявлений из неблагополучных семей, желающих пополнить таким образом свои бюджеты?! Участники совещания эти страхи не разделяют, ведь статистика показывает, что даже без выплат число семей, практикующих семейную форму образования, в нашем регионе растет год от года.
Родители, приглашенные на совещание в Думу г.о.Тольятти, рассказали о причинах, заставивших их перевести собственных детей на семейное обучение. И если на мартовской комиссии по социальной политике Думы в качестве таковых были названы занятия спортом и религиозные убеждения, то на совещании говорилось и о плохих учебниках, и об отсутствии в новых кварталах образовательных учреждений шаговой доступности, и о проблемах со здоровьем, мешающих их детям учиться со сверстниками…
Были озвучены на совещании в Думе и расходы родителей, которым поневоле пришлось организовать процесс обучения дома и заменить собой учителей. Многие из таких мам считают, что раз уж государство экономит на их детях, а сами они в большинстве случаев живут на зарплату мужа, то вправе претендовать на выплату им хотя бы минимального размера оплаты труда. Они также убеждены: было бы правильно, если бы таким семьям компенсировались и расходы на приобретение учебных пособий, карт, на создание пресловутой образовательной среды.
Депутаты, присутствовавшие на совещании, уверены, что родители, выбравшие семейную форму обучения, заслуживают всемерной поддержки со стороны властей. Свою точку зрения они намерены донести до главы региона, от которого зависит, будет ли одобрен соответствующий законопроект СГД и будут ли предусмотрены в областном бюджете необходимые средства для компенсации таким семьям. Поднимался в ходе дискуссии и вопрос о размере компенсаций. В связи с этим вместе с родительской общественностью депутаты планируют сопоставить расходы образовательных учреждений на аттестацию обычных школьников и детей, обучающихся в семье. Из министерства образования Самарской области будет запрошена подробная калькуляция затрат, а также данные о средствах, выделяемых из бюджетов на внеурочную деятельность.
Логика тут простая: в системе образования используется нормативно-подушевое финансирование, то есть деньги следуют за конкретным учеником. Резонно часть данного норматива перечислять родителям, самостоятельно обучающим детей. И это должно быть именно возмещение затрат на обучение, подчеркивали участники совещания в Думе г.о.Тольятти. Неправильно осуществлять эти выплаты в виде субсидий и пособий.
Еще один важный тезис, прозвучавший на совещании: целесообразно выработать единый подход к семейной форме образования в целом по стране. Для этого потребуется выступить с законодательной инициативой в Государственную Думу.