Проверенного игрока рынка – ГК «ЭкоВоз» – заменит мало кому известная в Тольятти компания «Дакант». Ранее она занималась лишь обслуживанием пары районов Самары, однако осенью прошлого года ей удалось выиграть тольяттинский контракт до 2024 года на 2 млрд рублей. По заверениям директора регионального оператора по обращению с отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаила Захарова, «Дакант» выиграл торги по всем правилам. При этом за лот по Центральному и Ставропольскому районам компания снизила цену на 30% (249 млн рублей).
Не приведет ли такая замена к новому мусорному коллапсу, который пришлось пережить нашим гражданам в начале мусорной реформы? Этот вопрос и еще множество других волнует не только простых обывателей, но и управляющие компании, и депутатов тольяттинской городской думы, которые в поисках ответов пригласили на заседание парламентской комиссии по городскому хозяйству генерального директора регионального оператора по обращению с отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаила Захарова и директора компании-перевозчика ООО «Дакант» Алексея Авдеева.
Контейнеры в тумане
Депутат Евгений Архангельский сразу поинтересовался: «Если 1 марта я пришел к контейнерной площадке, а там нет контейнера, что делать?»
– Обращайтесь в муниципалитет. Или не обращайтесь. Вообще это головная боль управляющих компаний, – ничуть не смутившись ответил господин Захаров.
И в этих резких, насмешливых формулировках хорошо просматривалось настроение руководителя регионального оператора. Он был крайне в себе уверен, резко парировал все острые вопросы, напоминал законы, ясно давал понять, кто в этой истории главный. Уверенность – это хорошо, но вот хотелось бы еще и профессиональной работы.
Возможно для большинства простых граждан будет откровением, но первичные накопители мусора, то есть контейнеры, в нашем городе имеют несколько вариантов принадлежности. Это может быть как общая собственность жильцов дома, например, в ТСЖ, так и управляющих компаний (обычно в домах с мусоропроводами и мусорными камерами) или перевозчика (на контейнерных площадках). Разобраться в этом непросто. Сам Михаил Захаров на встрече признал, что по состоянию на середину февраля есть проблема по накопителям в Центральном и Автозаводском районах. Что и подтвердили управляющие компании. Так, например, по словам директора ООО «УК №2 ЖКХ» Александра Стряпчева, в их ведении 6 тыс. контейнеров. Только половина из них является собственностью жильцов и УК, остальные принадлежат перевозчику.
В Центральном районе более 800 контейнеров находится в собственности бывшего перевозчика «СпецАвтоТранс» (ГК «ЭкоВоз»). 28 февраля он завершает работу, забирает свое оборудование и уходит. Что делать?
– Старый город – это не только контейнерные площадки. На территории 71, 72, 73 кварталов, улиц Льва Толстова, Кирова и так далее нет контейнерных площадок, но есть мусоропроводы. Мы до сих пор за бортом переговоров. С нами никто не связывался, никто не контактировал, – возмущались представители управляющих компаний.
В ответ Захаров напомнил, что обеспечить площадки контейнерами – обязанность городских властей: «Это не наша головная боль, а муниципалитетов».
Такой подход руководства регоператора возмутил и депутатов, и чиновников, и представителей УК.
– Главное, чтобы это не стало головной болью жителей, – парировал председатель думской комиссии по городскому хозяйству Александр Денисов.
А все предпосылки к этому есть.
Призрачные мусоровозы
Ситуация с оснащением специальной техникой нового перевозчика еще более занимательна, чем с инвентаризацией контейнеров. Дело в том, что ООО «Дакант» до последнего времени располагал только семью единицами техники для вывоза мусора. Правда, Михаил Захаров в ноябре 2021 года с гордостью сообщал, что ООО «Дакант» закупает после торгов 35 единиц мусоровозов нового поколения. А в середине февраля 2022 года глава нового перевозчика доложил о том, что его предприятие располагает 42 единицами спецтранспорта. Что касается техники по вывозу крупного бытового мусора (диванов, шкафов, холодильников и т.д.), то для этих целей будет закуплен бортовой грузовик нового поколения.
«Только будет?» – переспросили в думе и получили уверения, что товар выбран, заказан и вот-вот поступит в Самару, а далее появится на улицах Автозаводского и Центрального районов.
Кстати, для сравнения: завершающий работу по вывозу мусора в Автозаводском и Центральном районах «СпецАвтоТранс» справлялся со своими обязательствами силами 71 единицы техники. Но опыт прошлого ни в чем не убедил ни Захарова, ни Авдеева, которые исходят из инструкций и постановлений, согласно которым с таким количеством мусора вполне может справиться и 42 машины, и видимо часть из них останется в Самаре.
Тольяттинские парламентарии решили взглянуть на технику сами. Депутат Павел Турков предложил директору новой компании-подрядчика Алексею Авдееву показать имеющийся автопарк, оснащение транспортных средств, их качество.
– В конце февраля мы можем организовать выездное заседание комиссии и проехать, если есть куда, – отметил председательствующий Александр Денисов.
Директору ООО «Дакант» оставалось только согласиться. Он также сообщил, что в настоящий момент его предприятием арендована площадка для транспорта на Южном шоссе, 24, а также заключены договоры и на аренду помещений, и на ремонт техники. Не трудно предположить, что эти затраты также лягут в последующем в основу тарифа регионального оператора.
Вопрос дня
Как уже отмечалось, ООО «Дакант» одержало победу в торгах на перевозку отходов в двух районах Тольятти при снижении цены на 30%. В этой связи депутат ТГД Дмитрий Колотурин поинтересовался, стоит ли ожидать снижения тарифа для жителей Тольятти.
– Это вопрос к департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области. Эта экономия в последующем будет учтена при формировании тарифа на следующие годы. Мы сейчас отыграли торги, эти документы поступят в департамент ценового и тарифного регулирования до 1 сентября 2023 года. И в последствии уменьшение затрат будет учтено при формировании тарифа на 2024 год, – ответил Михаил Захаров.
– То есть можно рассчитывать, что с января 2023 года тариф снизится? – уточнил Колотурин.
– Это неправильный вывод, – заявил Захаров, повторив, что экономия будет учтена.
Вполне вероятно, что региональный оператор сможет компенсировать эту экономию другими затратами, чтобы тариф был не только сохранен на уровне 2019 года, но и даже увеличен. Но это пока лишь предположение.
И снова, и снова встает вопрос: в чем плюс системы торгов, которые раз за разом приводят на рынок совершенно неподготовленных подрядчиков? И почему экономия оператора никак не сказывается на экономии моего бюджета и бюджета наших земляков?
В тему
Победитель по умолчанию
ООО «Дакант» зарегистрировано в 2018 году. Уставной капитал – 10 тыс. рублей. До последнего времени компания была известна как скромный «уборщик» мусора в двух районах Самары с семью единицами техники. Тем не менее ее прибыль в 2020 году составила 89 млн рублей, что, видимо, и позволило более громко заявить о себе на мусорном рынке. «Подарить» на торгах 250 млн рублей, еще столько же потратить на закупку новой техники, плюс переезд офиса в Тольятти, аренда парковки, ремонтных мастерских и так далее. Откуда столько смелости при таких скромных возможностях?
Дело в том, что у данного предприятия есть один большой плюс: его директор Алексей Авдеев – бывший заместитель руководителя регионального оператора. Авдеев, в общем, не стал отрицать, что ранее бывал в нашем городе как представитель «ЭкоСтройРесурса». Говорят, что ранее он обычно вел себя дерзко и вызывающе. Правда, 14 февраля в роли руководителя ООО «Дакант» он был тих, скромен и сильно волновался. Оно и понятно. Новая компания-перевозчик, образованная в 2018 году, совершенно неизвестна тольяттинцам, как неизвестно и то, каким будет качество вывоза отходов.
Людмила Кислицына