«Городские ведомости» № 128 (1190) от 13 ноября 2010 года
В профильных комиссиях городской думы состоялось обсуждение проекта бюджета на 2011 год. С некоторыми предложениями депутаты согласились, но по многим позициям они готовы поспорить.
Много вопросов, в частности, вызвали планы относительно содержания мэрии. На эти цели предполагается направить более 679 млн рублей. Аналитики думы заметили, что в следующем году довольно серьезно увеличиваются траты на загранкомандировки, текущий ремонт, оплату членских взносов и прочее. Возникает закономерный вопрос: целесообразно ли это в условиях дефицита бюджета? Представители мэрии по каждому пункту дали свои обоснования. В следующем году будет отмечаться двадцатилетний юбилей побратимских отношений с Вольфсбургом. В связи с этим увеличиваются расходы на командировочные, на оформление документов. В этом году на текущий ремонт зданий мэрии выделялось 700 тысяч рублей, а в следующем запланировано уже более миллиона. Предполагается ремонт второго этажа здания на площади Свободы, 4 (фасад, переходная часть), замена оконных блоков как в этом здании, так и на Белорусской, 33. Целесообразность ремонта подтверждается актом проведенной экспертизы, выявившей существенные разрушения стен перехода. Акты службы по охране труда подтверждают, что в зимнее время в помещениях мэрии температура не соответствует норме, необходимой для организации работы – ниже 18 градусов. Отсюда потребность в установке пластиковых окон. Членские взносы Тольятти платит за участие в Союзе муниципальных образований – 1 рубль 10 копеек за каждого жителя. Их оплата выросла в 10 раз с 64 до 850 тысяч рублей. Как оказалось, в прошлом году взносы не платили.
Не понравилось депутатам, что 600 тысяч рублей запланировано на оплату услуг стоматологов. И то, что это требование прописано в коллективном договоре, их не убедило. Депутат Филатов даже предложил часть этих средств перекинуть на работников думы: они, мол, ничем не хуже тех, кто работает в мэрии, а вот таких услуг не получают. Зато депутаты полностью согласились с тем денежным довольствием, которое запланировано на думу. Их не смутило, что расходы здесь выросли на 10 миллионов рублей. Это объяснялось тем, что появились новые расходы – например, экспертные услуги; возросла цена ГСМ, коммунальных ресурсов и так далее. Наоборот, по словам руководителя аппарата Дмитрия Микеля, общие расходы удалось сократить – взять хотя бы закупку канцтоваров и бумаги, на это теперь тратиться в два раза меньше средств. Итог дискуссии о содержании думы и мэрии подвел спикер думы Алексей Зверев. По его мнению, в условиях напряженного бюджета должна стоять задача – затраты не должны увеличиться ни на рубль по сравнению с прошлым годом. Более того, согласно рекомендации президента содержание чиновников должно быть сокращено на 5%. И это, как считает Зверев, вполне справедливо: у простых людей зарплата не поднялась, а расходы выросли, в не менее тяжелом положении оказались и юридические лица – у них сняли заказы, и пришлось сокращать персонал.
На комиссии по местному самоуправлению довольно четко прозвучала и другая позиция народных избранников: город больше не должен тратить свой бюджет на содержание федеральных структур. Например, вызвало недовольство, что 800 тысяч рублей было заложено на транспортные услуги: сотрудников МРЭО ГИБДД УВД возят на работу на арендованном автобусе. Или другая статья – расходы на выборы в государственную думу. По закону органы местного самоуправления должны оказывать содействие избирательным комиссиям – обеспечивать охрану помещения, предоставлять транспортные средства, связь и прочее. Коммунист Филатов выразился предельно ясно по этому поводу: «Кто выборы проводит, тот их и должен финансировать. А мы должны оказывать содействие в рамках своих возможностей. У нас сейчас денег нет».
Программы нужно учитывать
Не менее детально рассматривались на заседаниях профильных комиссий предложения мэрии о финансировании отраслей. На заседании социальной комиссии удивление депутатов вызвало то, что мэрия так и не определилась с источником, за счет которого будет покрываться рост заработной платы работников социальной сферы. Согласно постановлению правительства, увеличение зарплаты намечено с 1 июня 2011 года, на это потребуется 69 млн рублей.
Депутат Хмельницкая обратила внимание на отсутствие в бюджете программы, касающейся создания условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам городской инфраструктуры. «Люди не могут попасть в лечебные учреждения, – отметила она. – Нужно устанавливать пандусы и хотя бы планировать по две квартиры в год».
На обязательном финансировании целевых программ (по энергосбережению, установке приборов учета, проведению благоустройства) настаивали и на заседании комиссии по городскому хозяйству. Особенно жаркие споры возникли относительно установки приборов учета. Депутат Анташев напомнил чиновникам, что до 1 января 2012 года согласно ФЗ №261 должны быть оприборены все жилые дома. Поэтому он предложил заложить на эти цели в следующем году 174 млн рублей и установить приборы учета в Центральном и Комсомольском районах. 16 ноября в Самарскую область приезжает представитель компании «Теплоком» (поставщик приборов учета). Благодаря ей были полностью оприборены два города в Татарстане и Уфа по доступной лизинговой схеме, рассчитанной на пять лет. Анташев рекомендовал мэрии взять этот опыт на вооружение.
Проект бюджета, который защищал департамент градостроительной деятельности, члены комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию решили отклонить, поскольку возникло слишком много вопросов – по новым школам, детским садам и поликлиникам. В 19-м квартале собираются строить еще одну поликлинику, но, по мнению депутатов, совершенно не ясно, как туда будут добираться жители 15-го и 21-го кварталов. Не заложены деньги на начало реконструкции недостроенной школы в 16-м квартале, которую собираются перепрофилировать под поликлинику. Другую недостроенную школу в Новом городе собираются законсервировать, на что запланировали 100 тысяч рублей. Но депутат Анташев заявил: раз в этом месте школа не нужна, а необходим детский сад, следует планировать деньги на его проектирование, а не на консервацию объекта.
Вызвали доверие
По другим позициям депутаты согласились с мэрией. В частности, никаких претензий не возникло к департаменту дорожного хозяйства, транспорта и связи. Народные избранники лишь напомнили его руководителю Геннадию Таранову о необходимости выполнять обещания. Например, сделать въезд в 20-й квартал со стороны улицы Тополиной. По словам Геннадия Федоровича, он об этом не забыл и в проекте департамента закладывались средства на проектирование дублера Тополиной, но в проект общего бюджета это, к сожалению, не попало. Не стали отправлять на согласительную комиссию и цифры, касающиеся управления земельных ресурсов. В следующем году управление запланировало получить доходы от аренды земельных участков в размере 640, 7 млн рублей. Но в дополнение к этому готово собрать еще 132 миллиона, если депутаты согласятся отменить понижающий коэффициент, который вводился из-за роста кадастровой стоимости земли в 2008 году. Члены комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию даже решили проявить благосклонность к этому подразделению мэрии. Управление неоднократно обращалось к мэру с просьбой увеличить штат и улучшить материальную базу. На согласительной комиссии депутаты намерены снова поднять этот вопрос.
Члены комиссии были несколько разочарованы тем, что доходы департамента по управлению муниципальным имуществом в следующем году снижаются. «А кто вам сказал, что они должны расти? – удивилась руководитель ДУМИ Татьяна Бабич. – База, с которой взимается арендная плата, стала гораздо меньше. Объектов, где можно сдать площади в аренду, у муниципалитета осталось мало». Она пообещала представить в думу проведенный анализ, подтверждающий ее слова.
Видимо, согласительной комиссии придется серьезно потрудиться над реестром расходных обязательств, причем в сжатые сроки. Ведь в понедельник проект бюджета на 2011 год уже будет вынесен на заседание думы.
Елена Харченко