«Площадь свободы» № 211 (5116) от 9 ноября 2011 года
Депутаты не позволили чиновникам закупать новые троллейбусы втридорога.
Накануне в стенах городского парламента состоялось внеочередное заседание думы, на котором представители финансового блока мэрии попытались еще раз убедить депутатов проголосовать за поправки в бюджет на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Ранее предполагалось, что очередные бюджетные корректировки местный парламент рассмотрит 2 ноября. Однако документы поступили в думу всего за несколько минут до начала планового заседания, и часть депутатов из числа думской оппозиции просто отказалась править главный финансовый документ Тольятти с листа.
Новая попытка «протащить» бюджетные корректировки через думу также не увенчалась успехом. Камнем преткновения, как и неделей ранее, стало намерение чиновников закупить для Тольятти новенькие троллейбусы. Точнее, сама по себе идея обновления подвижного состава МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ) нареканий со стороны парламентариев не вызвала. А вот схему, по которой чиновники решили приобрести «рогатых», депутаты вновь сочли сомнительной.
Напомним, по задумке разработчиков «хитрой схемы», город в 2012 году должен был предоставить ТТУ муниципальную гарантию в размере 647,5 млн руб. сроком на 10 лет. Это было необходимо, для того чтобы транспортное предприятие заключило с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) кредитный договор на приобретение 61 нового троллейбуса. Ставка по указанному договору должна была составить 10,58% годовых.
Тщательно изучив документы, специалисты информационно-аналитического управления думы пришли к выводу: целесообразность привлечения кредитных ресурсов, которая повлечет удорожание стоимости каждого из приобретенных троллейбусов в два раза и более, требует пояснений. Также аналитики обратили внимание, что чиновники не представили в ТГД сравнительный анализ деятельности ТТУ при эксплуатации старых троллейбусов и при использовании нового подвижного состава. Иными словами, неясно, как изменится прибыль транспортного предприятия в случае приобретения новых «электромашин», возрастет ли выручка от перевозки пассажиров, повысится ли рентабельность рейсов и пр. Не прислали из мэрии и сведений о том, в какие сроки окупятся новые троллейбусы, приобретенные по кредитному договору с ЕБРР.
— По нашим расчетам на условиях кредитования ЕБРР при плавающей ставке 10,58% годовых и выше расходы бюджета на уплату процентов составят 211-246 млн руб. за 10 лет, что крайне обременительно для бюджета, — указывают в заключении аналитики. — Стоимость одного троллейбуса в этом случае составит 9,582 млн руб., тогда как отпускная цена одного троллейбуса у заводов-изготовителей колеблется, по разным данным, от 1,349 до 5,092 млн руб. То есть средняя стоимость одного троллейбуса составляет порядка 3,2 млн руб., что в 3 раза ниже стоимости каждого троллейбуса, приобретаемого по предлагаемой мэрией схеме.
Аналитики думы уверены: приобретение троллейбусов прямыми закупками с учетом увеличения в 2012 году уставного капитала МП «ТТУ» на 57,6 млн руб. позволит приобрести 18 троллейбусов за год, или 50 троллейбусов за три года. Причем без обременительных расходов бюджета на уплату процентов и других взносов по договору кредитования с ЕБРР. То есть, приобретая троллейбусы не разом, а постепенно, город, по самым скромным подсчетам, сэкономит 489 млн руб.
Опираясь на доводы аналитиков, депутаты ТГД пришли к выводу: соглашаться на представленную мэрией схему закупки подвижного состава для ТТУ не стоит.
— На наш взгляд, рассматривать документ в том виде, в котором он поступил в думу сегодня, нет смысла, — обратился к коллегам по думскому цеху Михаил Маряхин. — Мы считаем, что для обсуждения представленных поправок в бюджет должна быть создана специальная площадка. Поэтому предлагаем отправить подготовленный в мэрии проект на рассмотрение согласительной комиссии по бюджету.
Депутат Николай Лёксин озвучил еще более жесткую позицию: предложил отклонить очередные бюджетные корректировки вовсе.
— Есть предложение отправить документ на доработку, для того чтобы еще раз рассмотреть экономическое обоснование предложенной сделки и поискать альтернативные пути приобретения новых троллейбусов, — продолжил череду инициатив председатель ТГД Алексей Зверев. — Тем более аналитики говорят, что такие альтернативные возможности есть.
Предложение спикера вопросов у депутатов не вызвало, и депутаты единогласно отправили поправки в городской бюджет на доработку.
Цифра:
489 млн руб. сэкономит Тольятти, если откажется от приобретения троллейбусов через кредитную линию ЕБРР.
Юлия Романенко