«Панорама Тольятти» № 24 (650) от 2 июля 2012 года
Последние месяцы ознаменовались радикальными политическими перестановками – руководящий состав города и региона обновился практически полностью. Вместе с тем были продлены полномочия действующего созыва гордумы, который продолжит работу до сентября 2013 года. О том, как удается выстраивать взаимоотношения с новым мэром и губернатором, почему Тольятти увязает в долгах и что предстоит сделать депутатам в предстоящем году, мы беседуем с председателем ТГД Алексеем Зверевым.
Корр: Алексей Иванович, три месяца назад горожане избрали нового мэра. Вы уже успели почувствовать ветер перемен?
Зверев: Я считаю, что нельзя объективно оценивать работу кого бы то ни было за столь короткий промежуток времени. Особенно, если речь идет о руководстве таким крупным городом, как Тольятти. Ведь муниципальная власть, при всей ее сложности и разнообразии, очень регламентирована. И мэр, и чиновники, работают в правовом поле, соблюдая все законы и бюрократические условности, то есть мэрия априори имеет довольно косную и медленно изменяющуюся систему управления.
Вместе с тем, есть и субъективные показатели, по которым складывается первое впечатление. Мы отметили, что новая команда очень быстро реагирует на просьбы депутатов, Сергей Андреев почти всегда присутствует на заседаниях думы. Эти тенденции не могут не радовать. Могу сказать достоверно, что и мэр, и его заместители сейчас очень много работают – как правило, до 10 часов вечера ежедневно. Усердие всегда заслуживает уважения, даже если предположить, что это объясняется отсутствием необходимого опыта.
Корр.: Не все в команде Сергея Андреева для вас «новички». Вы довольны работой своих бывших коллег, перешедших на работу в мэрию?
Зверев: Заместителю мэра по городскому хозяйству Сергею Анташеву не занимать ни опыта, ни трудолюбия. То же могу сказать о первом вице-мэре Алексее Бузинном, который с энтузиазмом взялся за новую работу, он молод и очень перспективен. Оба они являются профессионалами своего дела, и первые их шаги на посту чиновников это подтверждают.
Взять хотя бы ремонт дорог. Недавно у нас состоялось заседание выездной комиссии по городскому хозяйству, которая объехала весь город, посмотрела, что сделано, что нет. Благодаря активной позиции Анташева уже полным ходом идут работы по восстановлению дорожных покрытий. В итоге в Комсомольском районе еще до конца июня практически все вопросы по магистральным дорогам были решены. Совместными усилиями с новой командой нам удалось привлечь в город 250 млн руб. на текущий ремонт дорог, 150 млн руб. на ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов. В целом с учетом местного софинансирования в этом году мы планируем освоить более 520 млн рублей.
Однако положительные изменения произошли не только благодаря новой команде, но и налаженной работе департаментов, а также контролю думы. Не секрет, что всегда были проблемы со сроками освоения средств, выделенных на благоустройство. На комиссиях все эти недостатки были вскрыты, и мэрия предприняла действия, чтобы их устранить. Был составлен перечень работ, оперативно проведены конкурсы, и сегодня уже практически все заказы размещены и работа идет полным ходом.
Согласно законодательству, мы ставим задачи мэрии, определяем показатели работы чиновников и вправе давать оценку их действиям. И по итогам года, я думаю, будет положительный результат. При этом надо понимать, что сегодня система управления городом очень мало зависит от мэра.
Корр.:Что вы имеете в виду?
Зверев: Проблема в том, что согласно бюджетного и налогового кодекса, распределение средств в нашей стране происходит не в пользу муниципалитетов. Так, в виде налогов и других сборов Тольятти ежегодно собирает порядка 32-35 млрд рублей. При этом в самом городе из них остается всего 6,5 млрд руб., тогда как только на текущую жизнедеятельность, на содержание всех муниципальных учреждений, требуется как минимум 7,5-8 млрд. рублей. Нам год из года приходится занимать средства, при этом дефицит бюджета только увеличивается. На конец этого года муниципальный долг Тольятти составит 2 млрд 780 млн рублей. Обслуживание муниципального долга в 2012 году нам обходится
в 170 млн руб., а в 2013 году - будет 270 млн рублей.
Мэр сегодня оказывается в роли просящего. Даст губернатор и федеральные власти денег – ему есть, что вложить в развитие города, не даст – ничего не сделаешь. Мало того, из бюджета Тольятти выпали доходы в размере 500 млн руб., ранее получаемые от налоговых сборов и аренды за земельные участки, которые в 2011 году вдруг стали федеральными. А таких по всему городу порядка 2 тысяч. Наши неоднократные воззвания по этому поводу к федерации и областному правительству пока безрезультатны.
Мы поставлены в условия очень жесткой зависимости от вышестоящих органов. И если говорить про губернатора и правительство, то они наши просьбы, видимо, услышали. В этом году нам выделено около 4 млрд руб. субсидий, и бюджет города с учетом всех поступлений составит порядка 12 млрд рублей. Но и это весьма низкая планка, ведь требования к муниципальной власти со стороны жителей с учетом накопившихся проблем не сопоставимы с этими цифрами.
Корр.: Вы уже успели лично познакомиться с новым губернатором?
Зверев: Да, и это знакомство оказалось без преувеличения приятным. Николай Иванович Меркушкин производит очень хорошее впечатление. Как только он впервые приехал в Тольятти, у нас состоялся живой, предметный и человеческий разговор. Меркушкин – человек мотивации, очень опытный в управлении. После беседы с ним выходишь не отруганным или напуганным, а воодушевленным и заряженным на конкретные дела. Хочется сделать что-то хорошее, двигаться вперед. Наверное, не зря руководители страны направили его в Самарскую область.
Корр.: В связи с корректировками выборного законодательства срок полномочий действующего созыва гордумы Тольятти значительно продлен. Депутатам дан некий карт-бланш для того, чтобы воплотить в жизнь еще нереализованные планы. На что вы обратите внимание в первую очередь, каким образом распорядитесь дополнительным временем?
Зверев: Я убежден, что самая болезненная и актуальная задача – это укрепление сферы коммунального хозяйства. У нас все сети и мощности находятся в частных руках. Мы не возражаем, частный капитал всегда лучше государственного. Но нам нужно сейчас работать вместе с мэрией для того, чтобы реализовывались программы восстановления сетей. Нужны серьезные вложения, и здесь основная задача – создание регионального фонда инвестиций в коммунальное хозяйство.
Но этим проблемы сферы ЖКХ не ограничиваются. Сложности во взаимоотношениях ресурсоснабжающих организаций и населения, между которыми стоят УК, регулярны и всегда злободневны. В губернии устанавливаются тарифы для поставщиков и предельные индексы для населения, разница между которыми выливается в недополученную сумму порядка 250 млн руб. в год. Согласно постановлению губернатора № 608, мы должны оплатить ее из местного бюджета, который и без того дефицитный. В итоге получается, что все УК на грани банкротства, компании судятся, долги копятся, мы постоянно нервируем население. Это нужно отрегулировать, другого выхода нет. Может быть, Николай Иванович найдет пути решения и, наконец, разрубит этот гордиев узел. Задача местных властей в данной ситуации – достучаться до губернатора, обозначить проблему.
Снизить напряженность в этой ситуации также поможет установка общедомых приборов учета на жилом фонде, что мы доказали на примере Автозаводского района. В наших ближайших планах – «оприборить» весь город, сейчас мы добиваемся выделения областных субсидий на эти цели.
Следующий вопрос, которому мы намерены уделить пристальное внимание, это внешний вид города. Здесь наши позиции сходятся с мнением мэра и губернатора. Предприятия вышли из кризиса, наладилась ситуация с безработицей, пришло время заниматься нашим каждодневным бытом. Надо приводить в порядок дороги, квартала, озеленять город, избавляться от засилия автомобильных пробок, беспорядочной застройки, пивных точек на каждом углу. Людям хочется не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать, жить в красивом, чистом и благоустроенном городе.
Наталия Якутова