«Площадь свободы» № 212 (5609) от 14 ноября 2013 года
Чиновники лишили депутатов возможности рассмотреть проект бюджета Тольятти на 2014 год.
На прошлой неделе «ПС» сообщала, что на внеочередном заседании 6 ноября гордума в первом чтении отклонила проект бюджета Тольятти на 2014 год и отправила его в согласительную комиссию для уточнения основных параметров. Напомним, депутаты тогда высказали мнение, что чиновники при разработке главного финансового документа города упустили ряд источников, за счет которых доходную часть казны можно увеличить на сотню-другую миллионов рублей. Кроме того, народные избранники указали: при распределении бюджетных расходов мэрия не учла массу «затратных» рекомендаций по разным отраслям, данных горожанами на публичных слушаниях по бюджету.
Принимая решение 6 ноября, дума вроде бы договорилась с мэрией, что согласительная комиссия с участием чиновников и депутатов приступит к уточнению главных характеристик документа уже на следующий день — 7 ноября. При этом сопредседатель согласительной комиссии со стороны парламента Сергей Колмыков не сомневался: если понадобится, работа над бюджетом должна продолжиться и в выходные дни. Это было необходимо, чтобы к очередному заседанию думы 13 ноября депутаты получили выверенный и согласованный с двух сторон документ. И вопрос о рассмотрении бюджета в первом чтении действительно стоял в повестке вчерашнего заседания под девятым номером. Вот только документы за подписью мэрии в парламент так и не поступили...
Разбираясь в причинах произошедшего, депутаты попытались выяснить, подписал ли вице-мэр Алексей Бузинный, который также является сопредседателем согласительной комиссии по бюджету, итоговый протокол ее работы. Ведь со стороны думы подпись на документе присутствует, и днем во вторник бумага ушла в мэрию. Алексей Бузинный не стал скрывать и заявил, что протокол по итогам работы согласительной комиссии не подписал. А все потому, что в его приемную документ якобы попал только в среду, чуть ли не перед самым началом заседания думы.
Успевал ли Бузинный поставить подпись на протоколе перед выездом в парламент? Или документ не подписан со стороны мэрии по каким-то иным, более веским для чиновников причинам? Ответы на эти вопросы, которые буквально витали в воздухе, народные избранники решили не искать. Вместо этого спикер ТГД Дмитрий Микель поинтересовался, когда же все-таки проект бюджета, прошедший через жернова согласительной комиссии, поступит в думу для принятия в первом чтении.
— Устав г.о. Тольятти говорит о том, что мэрия вносит на рассмотрение думы согласованные основные характеристики бюджета, — заявил Алексей Бузинный. — Но по последним данным, согласованных характеристик нет. Следовательно, мэрия считает, что документ находится на проработке в согласительной комиссии.
Также первый заместитель мэра уточнил: следуя городскому Уставу, позиции, по которым согласительной комиссии не удалось договориться, вносит в парламент та сторона-участница согласования, которая и предложила внести в главные параметры бюджета эти изменения. А раз корректировки предложила вносить дума, значит, дума и должна вносить сама себе на рассмотрение обновленный документ.
В ответ на заявление вице-мэра спикер ТГД напомнил другую норму Устава, по которой в случае, если дума отклонила проекта бюджета в первом чтении, то де-юре этого документа в парламенте как бы и нет. Как же дума может вынести сама себе на рассмотрение бумагу, которой не располагает? В любом случае, проект бюджета, пусть и в первоначальном варианте, в парламент должна была передать мэрия.
И Бузинный, и Микель не один раз принимались доказывать друг другу собственную правоту. И только депутат Борислав Гринблат предположил: спорить, кто и что должен был сделать, бессмысленно. Ведь протокол согласительной комиссии, над которым парламентарии вместе с чиновниками работали почти неделю, мэрия не подписала. А раз нет самого документа, то и обсуждать нечего.
В конечном итоге, лидер думских единороссов Владимир Бокк предложил объявить в заседании перерыв и обсудить ситуацию за закрытыми дверями фракцией. На совещание позвали также градоначальника и его первого заместителя. А когда работа парламента возобновилась, мэр Сергей Андреев взял слово и попросил перенести рассмотрение проекта бюджета города в первом чтении на внеочередное заседание думы в субботу, 16 ноября. Как полагает Андреев, одного-полутора дней должно быть достаточно, чтобы согласительная комиссия, наконец, договорилась и к середине пятницы выработала компромиссное решение по бюджету, которое устроило бы обе ветви муниципальной власти.
Собраться на внеочередную думу в субботу депутаты согласились. Хотя с трудом верится, что за два дня сторонам удастся утрясти все вопросы, на решение которых не хватило взятого ранее недельного тайм-аута. Смущает и другое: что толкает мэрию проявлять столь странное отношение к утверждению городского бюджета? И почему чиновники так упорно не хотят идти на компромисс с депутатами? Ведь народные избранники, по сути, говорят примерно следующее: «Смотрите, вот источники дополнительных доходов. Давайте получим, а затем направим их на дополнительные расходы». Складывается впечатление, что в проекте бюджета, над которым мэрия трудилась не один месяц, есть что-то такое, чего никак нельзя предъявлять общественности. Кстати, это предположил еще неделю назад депутат Сергей Жеребцов, который полагает: скорее всего, мэрия специально затягивает вопрос с бюджетом, чтобы депутатам, как и год назад, пришлось принимать его наспех, толком не вникая в тонкости.
Есть мнение:
Сергей Колмыков, сопредседатель согласительной комиссии по бюджету:
— Сложно сказать, какую цель преследует мэрия. Если честно, мне совершенно непонятно, почему сегодня на плановой думе мы не рассмотрели проект бюджета Тольятти на 2014 год в первом чтении. Согласительная комиссия свою работу закончила. Позиция думы по представлению документов, основанная на Уставе г.о. Тольятти, сегодня была озвучена, и мы считаем ее правильной.
Юлия Романенко