«Понедельник» № 30 (671) от 9 сентября 2016 года
Здание горкома КПСС. Результат эпохи архитектурного упрощения
Приемная комиссия осудила не только пилястры с коринфскими ордерами, но и дорогие сорта древесины, из которых были выполнены входная дверь и оконные рамы здания горкома КПСС. Сделаны последние, кстати, были из дуба.
____________________________________________________________
Архитекторы: Леонид Блох, Борис Вайсбейн
Адрес: Центральная площадь, 4
Постройка: 1957 год
Площадь объекта: 2,5 тыс. кв. м
____________________________________________________________
Здание бывшего горкома КПСС и нынешней Думы Тольятти – упрощенная копия проекта известных советских архитекторов Леонида Блоха и Бориса Вайсбейна. Его оригинал был воплощен в Воркуте в начале 1950-х годов. Аналог в нашем городе появился в 1957 году – на стыке конфликта борьбы с архитектурными излишествами. «Возводили объект фактически в чистом поле. Из его окон виднелись еще не освоенные земли будущей Центральной площади, засаженные картошкой, капустой и другими овощами», – рассказывает ученый секретарь Тольяттинского краеведческого музея Сергей Лысяков.
Упрощенная копия
Здание, где сейчас располагается Дума Тольятти, занесено в перечень объектов культурного наследия регионального и федерального значения как здание горкома КПСС. Этот проект, в оригинале воплощенный в Воркуте, получился более интересным и монументальным, чем тольяттинская вариация.
В нашем городе еще в 1954 году, на стадии внесения корректив, из проекта убрали гранитную облицовку и гранитную крошку, что повлекло ощутимые изменения в визуальном восприятии здания. Однако недостаток дорогого камня компенсировали вдумчивой работой со штукатуркой: соорудили пилястры с коринфскими ордерами, выполнили мелкую сеть розеток, обрамляющих оконные арки, украсили фасад лепными венками. Появление пилястров в качестве декоративного, а не опорного элемента объясняется стремлением создать рельеф, который обеспечивает богатство внешнего вида.
____________________________________________________________
В Воркуте оконные ниши вырубили в граните, что избавило архитекторов от необходимости создавать дополнительный объем. В нашем случае оконные пролеты идут заподлицо с линией основной кирпичной стены, поэтому объем фасаду обеспечивает грамотно организованная игра декоративных деталей. В ситуации ограниченных возможностей создания естественного рельефа за счет такого бюджетного решения и удалось придать зданию аристократический вид.
____________________________________________________________
Так или иначе, тольяттинская копия уступает оригиналу в богатстве и монументальности. Среди менее значительных отличий в воркутинском здании имеются слуховые окна на чердаке, которые скрашивают ровную кровлю, сложносочиненная гербовая эмблема в центре, а также рельефное, массивное основание.
В чистом поле
Здание думы по праву можно назвать одним из самых интересных в Тольятти, потому что создано оно на стыке конфликта борьбы с излишествами и последними еще имеющими какую-то остаточную силу попытками строить нечто представительское.
Несмотря на то, что основные корректировки в проект вносились еще до начала строительства, при сдаче готового объекта не удалось избежать второй волны критики. Приемная комиссия осудила не только пилястры с коринфскими ордерами, но и дорогие сорта древесины, из которых были выполнены входная дверь и оконные рамы. Сделаны они, кстати, были из дуба. Как бы там ни было, здание приняли 30 октября 1957 года.
____________________________________________________________
Три его этажа были негласными иерархическими уровнями: первый был отдан ЦК ВЛКСМ, второй – городскому комитету Коммунистической партии, на третьем до 1991 года располагалась редакция газеты «За коммунизм».
____________________________________________________________
Объект также интересен с точки зрения момента своего появления. Построили его фактически в чистом поле. Весь 69-й квартал начинался именно со здания горкома КПСС, и тогда из его окон еще можно было наблюдать неосвоенные земли будущей Центральной площади, где выращивались овощи. Правда, тогда там уже были намечены будущая улица Мира, границы парка, который в то время еще служил аэродромом КГС, и лучевая система дорог, расходящихся от него.
То, что в Центральном районе будет две площади разной функциональной направленности, стало понятно в начале 60-х годов. Однако в отличие от площади Свободы ансамбль Центральной площади до сих пор остается динамичным. Вопросы о том, как она должна выглядеть и что собой представлять, остаются открытыми.
Неоднозначная эклектика
И если площадь Свободы – место сосредоточения, пространство для проведения официальных торжеств, где неслучайно расположены два административных здания, которые занимаются городским и районным управлением, то вторая площадь предназначалась для народных гуляний. И непосредственная близость к ней здания горкома КПСС имела свой символический смысл: партия рядом с народом, она создана для народа.
____________________________________________________________
Кто конкретно занимался упрощением проекта здания, ставшего отправной точкой на Центральной площади Тольятти, неизвестно. Для внесения корректив не требовались специалисты с именами такой величины, как Блох и Вайсбейн. Но очевидно, что привносил их человек с хорошим вкусом. Из минимума средств и под прессом борьбы с излишествами он выдал максимум, хоть и несколько рискуя своим реноме.
____________________________________________________________
Однако причуда судьбы заключается в том, что эту мужественную позицию и старания местных проектировщиков сделать здание красивым, когда красиво делать было уже нельзя, история не очень щедро вознаградила. Если на площади Свободы есть архитектурное единство, вплоть до решения окружающих жилых домов, то здание горкома КПСС стилистического подкрепления в окружающем пространстве так и не нашло. Все, что было построено позже, имеет, мягко говоря, эклектичный характер, и образовавшуюся стилевую солянку уже никак не исправить. Те объекты культурного назначения или малые архитектурные формы, которые там периодически возникают, – есть не что иное, как легкий реверанс в сторону заведомо карнавальной среды. Но, может быть, это и неплохо.
Анна Клабукова