Заседание «круглого стола» с участием представителей профильного министерства и профильного департамента администрации г.о. Тольятти, вузов, общественных организаций и директорского корпуса прошло в Думе г.о.Тольятти. Инициатива по проведению мероприятия принадлежит комиссии по социальной политике городского парламента, поэтому модератором дискуссии выступал ее председатель Виталий Подоляко.
Дума г.о.Тольятти на «круглом столе» была также представлена заместителем председателя Думы Алексеем Сазоновым, председателем комиссии по местному самоуправлению и взаимодействию с общественными и некоммерческими организациями Павлом Митковским, депутатом Григорием Басистым.
Поводом для мозгового штурма стала проблема старения кадров в учреждениях образования, слабый приток в школы молодых специалистов. В 2018 году 27% педагогов в муниципальных школах составляли пенсионеры, доля учителей в возрасте до 35 лет не превышала 21%. В связи с этим в ближайшей перспективе ожидает нехватка учителей на уровне 10-12%. Что нужно сделать, чтобы не допустить попадания в крутое пике, чтобы не дойти до точки невозврата? Своими соображениями на этот счет и делились участники «круглого стола» в Думе г.о.Тольятти.
Действовать решили единым фронтом, решая задачи по нескольким направлениям. В частности, со стороны городского парламента целесообразен пересмотр критериев предоставления служебного жилья для специалистов отрасли. Такую возможность надо давать не только иногородним учителям, но и землякам, не имеющим собственного угла.
Решено также подготовить со стороны Думы обращение в адрес губернских властей по поводу увеличения нормативов финансирования образовательных учреждений. Актуальность этого шага пояснила Татьяна Бакулина, директор гимназии № 9 и председатель Совета директоров образовательных учреждений г.о.Тольятти. Она привела парадоксальный пример: в связи с увеличением МРОТ до величины прожиточного минимума на одном из судебных заседаний в Тольятти было вынесено решение, что сторож школы не может получать зарплату ниже 11 тыс. 280 рублей. Меж тем, ставка учителя начальных классов составляет сопоставимую с зарплатой сторожа сумму. Только в отличие от сторожа или, например, токаря учитель не может встать и уйти в строго определенный час – обязанностей у педагогов столько, что они не работают, а фактически живут в школе. Повышать норматив финансирования нужно еще и в связи с тем, что в вузах будущим учителям прививают навыки работы с интерактивными досками, современными гаджетами, а при поступлении на работу в школу им дают в руки мел…
Совместными усилиями с ТГУ депутаты намерены добиваться выделения бюджетных мест на очном и заочном отделениях по специальностям педагогического профиля. Кстати,
В числе мер предотвращения кадрового дефицита в школах на «круглом столе» в Думе были названы: дуальное обучение будущих педагогов (когда теория дается в вузе, а практические компетенции приобретаются на территории потенциальных работодателей), ранняя профориентация (в том числе возрождения советского опыта педотрядов), школа наставничества, элективные курсы для старшеклассников и др.
Отдельно поднимались такие аспекты темы, как моральное поощрение молодых педагогов, повышение престижа профессии учителя путем учреждения на уровне муниципалитета специальных наград и присвоения звания Почетного гражданина представителям педагогического сообщества.