- Ко мне, как депутату Думы городского округа Тольятти, часто обращаются руководители строительных, проектных, изыскательских организаций, жители города, среди которых работники бюджетных организаций, родители многодетных семей, молодожены и просто нуждающиеся в жилье, а также молодые люди, окончившие училище, институт по строительной специальности. Вопрос, который мне адресуют, хоть и в разных вариациях, но звучит примерно одинаково: почему в Тольятти строится так мало объектов, в том числе – жилья?
Действительно, в последние 5-7 лет в нашем городе объем жилищного строительства составляет около 100 тыс. м.кв. в год (тогда как по Генеральному плану, действовавшему вплоть до 2010 года, должно было вводиться не менее 300 тыс. м.кв. в год). Жилье для льготных категорий граждан почти не строится, а ведь потребность составляет не менее 860 тыс. м.кв. Обыденным явление в Тольятти стали обманутые дольщики. Земельные участки ни под комплексную, ни под единичную застройку на торги практически не выставляются. Строительный комплекс города влачит нищенское существование – «умирают» строительные, проектные организации, молодые специалисты со строительными специальностями не востребованы, уходят из профессии, уезжают из города. Не задействовано более 5 тысяч рабочих мест строительного профиля.
Столь мрачная картина – это следствие бездеятельности чиновников, отсутствия у муниципалитета ясной, понятной градостроительной политики. Казалось бы, в 2011 году в новой редакции был принят Генеральный план развития Тольятти (вернее, в него были внесены кардинальные изменения). Но на протяжении прошедших полутора лет решения, заложенные в данном документе, не выполняются. По факту, на сегодняшний день в городе нет авторитетного координатора строительного комплекса (как рабочего органа). Представители строительного комплекса Тольятти надеялись, что с приходом новой команды в мэрии начнется реализация Генерального плана, однако сдвиг к лучшему не появился и по истечении шести месяцев, которые у руля нашего города находится Сергей Андреев и его единомышленники.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, подготовленная в соответствии с требованиями федерального закона N210-03 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», носит декларативный, формальный характер и тоже не выполняется. Инвестиционные программы энергоснабжающих организаций не предусматривают подготовку новых площадок под строительство.
Проекты планировок, хотя и разрабатываются, но в том виде, в котором они выполняются, - это «пустые документы»: технические условия не получены, проекты межеваний не выполнены, градостроительных планов нет.
Громадные пробелы и по линии формирования нормативной базы. Так, до настоящего времени не утверждены новые Правила застройки к Генеральному плану, принятому Думой в 2011 году, а Правила застройки 2008 года не выдерживают никакой критики.
Мэрия объясняет низкие темпы строительства жилья отсутствием у муниципалитета земли. Но эти заявления – отговорки, ведь федеральное законодательство предусматривает механизмы и процедуры организации строительства жилья и на частной земле. Кроме того, чиновниками передано большое количество земельных участков нерадивым застройщикам и, несмотря на принципиальную позицию по этому вопросу Думы, мэрия не принимает мер по их изъятию.
Словом, нормальная работа не ведется по всем направлениям подготовки к жилищному и промышленному строительству: земельные участки не формируются, градостроительная документация не разрабатывается, инженерные сети не проектируются и не строятся, не изыскиваются источники финансирования, территории, которые потенциально пригодны для возведения объектов, не обустраиваются с точки зрения социальной и транспортной инфраструктуры.
Обращаю внимание на то, что «мертвый штиль» в строительной сфере обернется и уже оборачивается пробуксовкой в реализации и многочисленных программ, касающихся других отраслей, в частности, направленных на развитие спорта, образования, медицины. Ведь выполнение этих программ сопряжено с необходимостью решать вопросы по земле, инженерной инфраструктуре. А нужно смотреть еще шире: когда заработает ОЭЗ, технопарк «Жигулевская долина», будут трудоустроены десятки тысяч работников, которым нужно будет где-то жить, водить детей в детские сады и школы и т. д.
Поскольку данная проблема затрагивает не только строительную отрасль, для ее решения должны быть задействованы представители всех отраслей, начиная от промышленности и заканчивая торговлей. В том числе, необходимо активное участие Торгово-промышленной палаты г.о. Тольятти, Союза работодателей г.о. Тольятти.
С целью организации работы по развитию территории г.о. Тольятти, планомерному увеличению объемов строительства, участию г.о. Тольятти в многочисленных федеральных и региональных программах я предлагаю заслушать отчет мэрии г.о. Тольятти о реализации Генерального плана и обсудить пути решения проблем, связанных с его выполнением.
Считаю также необходимым создать рабочую группу при мэрии г.о. Тольятти с целью анализа ситуации и выработки предложений по реализации Генерального плана г.о. Тольятти. В эту рабочую группу следует включить представителей Думы, мэрии, экспертов, в том числе - от строительных, проектных, промышленных, энергоснабжающих предприятий. Для повышения статуса рабочей группы я предложил бы её возглавить мэру г.о. Тольятти. В число первоочередных задач, на решении которых должна сконцентрироваться рабочая группа, территориальное планирование, правила застройки, инженерное обеспечение площадок строительства, решение земельных вопросов, транспортная и социальная инфраструктура. С учетом актуальности проблем совещания рабочей группы следует проводить не реже раза в неделю. Основным инициатором, организатором и исполнителем мероприятий по реализации Генерального плана и развитию строительства в городском округе должна стать мэрия г.о. Тольятти.