Дума и мэрия городского округа Тольятти не оставляют надежды добиться возврата в распоряжение муниципалитета свыше двух тысяч земельных участков, право собственности на которые в свое время по сугубо техническим причинам было зарегистрировано за Российской Федерацией. Мозговой штурм показал, что есть еще три варианта действий, которые могут принести успех.
Как известно, уже третий год власти нашего города пытаются решить «земельный вопрос», возникший вследствие того, что в период с 1999 по 2002 годы для реализации исключительно технических требований при заполнении формы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок на многие участки, расположенные в границах нашего города, было зарегистрировано право собственности РФ. Ранее право собственности на эти земли не было разграничено. Кстати, затраты на оформление этих участков нес муниципалитет, поскольку всеми участниками процесса подразумевалось, что распорядителем участков должен быть и будет муниципалитет.
Но с течением времени прежние договоренности оказались забыты, в результате - уже в нынешнем году муниципалитет лишился значительной доли поступлений в местную казну. Речь идет о выпадающих доходах от продажи и аренды земельных участков. «Брешь» в бюджете 2011 года образовалась размером в 522 миллиона рублей (это 8 % доходной части). А ведь это средства, которые необходимы для развития социальной инфраструктуры нашего города…
В борьбе за возвращение муниципалитету права распоряжаться данными земельными ресурсами Дума и мэрия городского округа Тольятти испробовали всевозможные меры, начиная с исковых заявлений в суды и заканчивая обращениями во множество вышестоящих инстанций. Последний ответ, пришедший из Министерства экономического развития, был неутешительным.
Но былые неудачи не стали поводом для того, чтобы опустить руки. По инициативе фракции «Единая Россия» Думы городского округа Тольятти «земельный вопрос» был включен в повестку заседания 5 октября. Это объясняется тем, что 28 сентября в ходе рабочего совещания с участием представителей мэрии и городского парламента родились еще три варианта действий, которые можно предпринять в сложившейся ситуации.
Первый вариант обусловлен правовой позицией Министерства экономического развития России, в ответе на обращение тольяттинских властей указавшего на то, что Российская Федерация отсутствует в перечне субъектов, которым законодательством предоставлено право отказа от собственности. В связи с этим предлагается внести изменения в абзац 1 статьи 236 Гражданского кодекса РФ, по сути, дополнив перечень субъектов, которые могут отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество и Российской Федерацией.
Второй путь – это расширить перечень оснований, предусмотренных статьей 19 Земельного кодекса РФ о возможности безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития.
Как вариант решения муниципалитет предлагает рассмотреть и предложение дополнить
Все эти три предложения изложены в обращениях, принятых на заседании Думы городского округа Тольятти 5 октября в адрес губернатора Самарской области Владимира Артякова и к коллегам из Самарской губернской Думы, от которых городские власти ждут подготовки соответствующих законодательных инициатив. Комментируя данный шаг, председатель городского парламента, руководитель фракции «Единая Россия» Алексей Зверев сообщил, что в процессе предварительных консультаций на уровне первых лиц Министерства финансов и Министерства имущественных отношений Самарской области руководству города удалось заручиться поддержкой областных властей в отношении дальнейшего продвижения этих инициатив.
В обращениях упоминается и еще один способ частичного решения проблемы. Речь идет о передаче полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися на территории нашего муниципального образования, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, то есть Самарской области. В таком случае местные власти рассчитывают хотя бы на компенсацию муниципалитету недополученных доходов. Они исходят при этом из требований статьи 62 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей отчисление в бюджет городского округа 50% доходов от распоряжения указанными земельными участками.
Обращения аналогичного содержания приняты на заседании также в адрес Правительства РФ и Президента России.