22 ноября в Думе продолжили обсуждать поправки в Устав г.о. Тольятти, сосредоточившись на тех позициях, которые спровоцировали больше всего разногласий. В ходе дискуссии, модератором которой выступил председатель Думы Николай Остудин, при участии жителей, депутатов, сотрудников администрации прозвучала интересная информация, которая дает более полную картину о ситуации с городским лесом и о системе теплоснабжения Тольятти.
Стоит напомнить, в Устав города предлагается внести ряд поправок, связанных с изменением федерального законодательства. Как отметила старший помощник прокурора г. Тольятти Татьяна Нестерова, Устав города не должен противоречить вышестоящим нормативно-правовым актам. Что стоит за официальными формулировками из законов, попытались разобраться участники круглого стола.
Так один пунктов перечня вопросов местного значения предлагается изложить следующим образом: «осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения». Формулировка становится короче, но усиливается за счет акцента на контроле за исполнением «обязательств», а не «мероприятий», как это было в предыдущей редакции. Заместитель председателя Думы Ольга Сотникова отметила, что жителей, выступающих против этого предложения, тревожит то, что в данном случае ослабевает контроль за теплоснабжающей организацией. Как пояснил первый заместитель главы города Вадим Ерин, вопрос нужно рассматривать куда шире, нежели эта короткая фраза. По его словам, в августе председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным было подписано Постановление, в соответствии с которым в городском округе Тольятти устанавливается ценовая зона. Этот механизм предполагает два основных условия: определение предельных индексов повышения платы и привлечение инвестиций на модернизацию сетей.
«Общий объем инвестиций составит 46 млрд рублей, из них 25 - на реконструкцию муниципальных бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с долгосрочной программой. Со своей стороны, мы обязаны осуществлять муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения», - сообщил Вадим Ерин. Поэтому в Устав предлагается внести формулировку об установлении контроля, детали которого прописаны в федеральном законе «О теплоснабжении» и в муниципальном нормативном акте - Положении о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения в городском округе Тольятти. Этот документ будет рассмотрен на заседании Думы 24 ноября.
Отвечая на вопросы о возможной потере контроля над тепловиками и росте тарифов, коротко можно резюмировать, что вне зависимости от внесения поправок в Устав, Тольятти переходит в ценовую зону и, следовательно, будет установлен предельный индекс. Руководитель департамента финансов Григорий Гильгуллин пояснил, что в первом полугодии повышения не будет, а с 1 июля 2022 предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы составит 5,8 %.
По теме леса на круглом столе прозвучало не меньше вопросов, нежели по теплоснабжению. Так, Устав города в контексте перечня вопросов местного значения предлагается дополнить пунктом такого содержания: «принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов городского округа, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов».
Необходимость внесения данных изменений связана с введением понятия лесоустройства и четким разделением полномочий между федеральными, региональными и местными властями. К сожалению, законодательные новеллы, связанные с лесом, на деле не дадут урегулировать лесной вопрос в нашем городе. Дело в том, что несмотря на то, что ведется работа по постановке лесов на кадастровый учет, пробелы в законодательстве не позволяют оформить лесные участки в муниципальную собственность со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами. Для устранения пробелов требуются законодательные инициативы. Тем не менее в Уставе города уже сейчас должны быть отражены нормы, которые были внесены в лесное законодательство еще летом.
Что касается фразы «изменение их границ» в отношении леса, то речи об уменьшении площади леса идти не может. К примеру, могут быть изменены границы в территориальной зоне Р-4 (зона городских лесов и лесопарков), но в любом случае взамен выводимого участка должна быть предложена замена – земельный участок с зелеными насаждениями равной или большей площади. В любом случае, изменение зонирования предполагает внесение поправок в Правила землепользования и застройки, Генеральный план, самое главное - обязательные общественные обсуждения по данным вопросам.