445021, г.о. Тольятти, Центральная площадь, 4,  тел.: (8482) 28-05-18; (8482) 40-15-66; (8482) 28-13-63Личный кабинет   Интернет-приёмная   RSS   Фотогалерея   Мобильная версия сайта         specversion.png   Версия для слабовидящих
Будущие Zaщитники ОтечестVа

Депутаты предлагают отказаться от наличности в системе школьной благотворительности

Депутаты  предлагают отказаться от наличности в системе школьной благотворительности 23.03.2011

Классный руководитель не должен быть агентом благотворительного фонда, ежемесячно собирающим по ведомости пожертвования от учеников. А родителям нужно разъяснять, что, помимо, благотворительных фондов, есть и другие способы оказания финансово-материальной поддержки образовательным учреждениям. Таковы главные выводы обсуждения на комиссии по социальной политике проблемы ученических добровольно-принудительных взносов.

К теме школьных поборов Дума городского округа Тольятти обратилась с подачи депутата Сергея Жеребцова, инициировавшего соответствующий запрос и создание рабочей группы. На очередном заседании комиссии по социальной политике депутаты заслушали информацию заместителя мэра Ирины Кочукиной о выполнении рекомендаций, которые были даны мэрии относительно наведения порядка в системе школьной благотворительности.

Как выяснилось, положительные сдвиги есть. Так, уже разработаны и направлены в образовательные учреждения методические рекомендации по организации работы органов самоуправления образовательных учреждений и родительской общественности с благотворительными средствами. Проведена учеба родительского актива.

Однако и спустя несколько месяцев после заседания Думы, на котором ребром был поставлен ряд вопросов,  мэрия так и не смогла представить полную информацию об объемах пожертвований со стороны родителей. Особенно это касается ОБФПУ «Дельта-Н», который фактически засекретил сведения о том, на что именно расходуются поступившие в этот фонд средства. Впрочем, и в отношении других школ, сотрудничающих с другими фондами либо аккумулирующими пожертвования на собственных счетах, цифры не стыкуются, в связи с чем Ирина Кочукина попросила тайм-аут на пару недель, чтобы отделить деньги, полученные учреждениями в качестве грантов, а также по линии социальной поддержки, и вычленить таким образом реальные суммы благотворительных взносов.

Просьба эта была удовлетворена, хотя это дало депутатам повод с горечью констатировать: ситуация с ученическими взносами остается не прозрачной. Члены комиссии полагают, что в этом есть вина департамента образования, который самоустранился от решения проблемы принуждения родителей к вспомоществованию образовательным учреждениям. По мнению Борислава Гринблата, эта позиция невмешательства становится особенно наглядной на фоне департамента здравоохранения, действующего в том же самом правовом поле, однако сумевшего волевым порядком, административными методами добиться искоренения в подведомственных учреждениях практики недобровольных благотворительных взносов.

В тольяттинских больницах и поликлиниках с некоторых пор принимаются лишь целевые пожертвования на материально-техническое оснащение, а также оказываются платные услуги. А это, как говорится, две большие разницы, поскольку распределение средств, полученных от оказания платных услуг, четко регламентировано (в отличие от неподконтрольных родителям и властям фондов, которым ничто не мешает закупать на собранные с родителей деньги автомобили представительского класса). Равняться на департамент здравоохранения и предложено управленцам из системы образования.

Впрочем, напрочь отказаться от благотворительности либо в одночасье перевести ее на рельсы целевых разовых пожертвований - задача нереальная. Об этом на заседании комиссии говорила депутат Татьяна Подоляко. Ведь с учетом хронического недофинансирования образовательных учреждений со стороны государства финансовая помощь родителей – это единственный способ компенсировать школам острый дефицит средств. Особенно, если иметь в виду, что платные услуги и без того перегруженным проверкой тетрадей и внеклассной работой учителям не слишком выгодны, тем паче что им, как исполнителям, причитается лишь 13-процентная толика средств.

И все же, в цивилизованное русло направить благотворительность можно и нужно. Для этого, в первую очередь, нужно отказаться от практики наделения классных руководителей функциями финансовых агентов благотворительных фондов и избавить учащихся от необходимости выкладывать наличность в соответствии с ведомостью под страхом отчисления из школы. Если денежные потоки пойдут через кредитные учреждения, то это уже снимет часть самых болезненных проблем. Во всяком случае, семьи, по каким-либо причинам воздерживающиеся от щедрых жестов в сторону учреждений, уже не будут пугалом для остальных, да и отслеживать поступление средств станет гораздо проще. А если, вдобавок, чиновники, наконец-то, просветят родителей на предмет их законного права благодателей заключать договоры со своими благополучателями и жестко фиксировать в этих документах направления расходования перечисляемых ими сумм, то положение дел в отрасли может измениться кардинально.

Поэтому депутаты настойчиво рекомендовали департаменту образования усилить разъяснительную работу с мамами и папами школяров, нацеливать их на то, чтобы родители поскорее брали в свои руки контроль за распределением средств, полученных учреждениями в качестве частных благотворительных взносов, непосредственно участвовали в утверждении программ расходования этих пожертвований.


Возврат к списку

Полезные ресурсы