Заслушав информацию мэрии, обратившейся в Думу с предложением о прекращении действия «Программы реконструкции и реабилитации жилых домов массовых серий…», утвержденной в 2004 году, члены комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию с доводами чиновников согласились, но с оговоркой. Депутаты пришли к выводу о том, что необходимо провести инвентаризацию тольяттинских хрущевок и включить в программу капитального ремонта, осуществляемого за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, на 2012 год дома, чье состояние требует неотложных мер.
Движимые лучшими намерениями, власти Тольятти в 2004 году приняли программу реконструкции и реабилитации жилых домов массовых серий, под которыми, в первую очередь, подразумеваются так называемые хрущевки. Срок ее действия простирался до 2017 года, а затраты на реализацию исчислялись 35 миллиардами 644,3 миллиона рублей. Однако серьезных подвижек в деле санации и ремонта этого сегмента жилищного фонда не произошло, что связано с кардинальным изменением законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере. В частности, применительно к ремонту, стало обязательным принятие решений собственниками жилья, а львиная доля квартир в Тольятти являются приватизированными и, стало быть, давать отмашку должно общее собрание жильцов.
Еще одно изменение законодательной базы связано со вступлением в силу закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», благодаря которому появился реальный источник финансирования капитального ремонта. В соответствии с данным законом в нашем городе была утверждена муниципальная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов…», предусматривающая поступление средств из бюджетов трех уровней: федерального, регионального, муниципального. За период с 2009 по 2010 год объем финансирования капремонта в Тольятти составил чуть менее двух с половиной миллиардов рублей.
Если же говорить о программе реконструкции и реабилитации домов массовых серий, то в рамках ее финансирования из местной казны были выделены 5 миллионов рублей, которые планировалось израсходовать на проведение обследования жилых домов и составление технической документации о состоянии общего имущества собственников помещений. К сожалению, отметили депутаты, впоследствии выяснилось, что освоение этих средств шло со злоупотреблениями. А конкретнее: контрольно-счетная палата выявила серьезные нарушения при выполнении данного подряда, материалы проверки КСП были направлены в прокуратуру, затем последовало возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере и судебный приговор. Правда, членов комиссии интересовало, почему мэрия не добивается возврата в полном объеме истраченных нецелевым порядком бюджетных средств.
Был задан чиновникам и вопрос относительно судьбы реестра жилых домов, подлежащих санации, реконструкции, капитальному ремонту (его создание предусматривалось в рамках программы). Ведь эти данные вполне можно было бы использовать при определении очередности включения тех или иных домов в перечень объектов, финансирование капремонта которых осуществляется по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ. Пока же, по меткому сравнению депутатам Борислава Гринблата, «кто первый встал – того и тапки»: кто сумел провести собрание жильцов - того и включают в заявку. А техническое состояние зданий (кто еще может потерпеть, а кому – нельзя медлить) – это не определяющий фактор…
В итоге, предложение мэрии закрыть не финансирующуюся программу члены комиссии сочли здравым. Тем более что цели, обозначенные в данном документе, достигаются уже в другом правовом поле и с использованием других механизмов финансирования. Но наработки прежних лет не должны пропасть втуне. Все присутствовавшие на комиссии сошлись во мнении, что мэрии в ближайшее же время следует провести инвентаризацию домов массовых серий, и в отношении тех зданий, что еще не были отремонтированы за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, провести работу с жильцами и сделать все возможное для включения данных хрущевок в заявку на капремонт 2012 года.