Выброшенными на ветер посчитали многие депутаты деньги, освоенные в рамках реализации долгосрочной целевой программы по профилактике наркомании. Аналитики городского парламента в укор исполнителям ставят то, что исполнители не наладили необходимого взаимодействия с правоохранительными органами, участвующими в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Серьезные претензии имеются и у КСП.
Развитие и внедрение системного подхода к профилактике наркомании, снижение уровня наркотизации населения, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - такую цель преследовали разработчики антинаркотической программы. Полностью её название звучит как программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Тольятти.
Рассчитана она была на 2010 – 2012 годы. Впрочем, несмотря на солидную формулировку её «бюджетная обеспеченность» - более чем скромная. В прошлом году, в частности, на реализацию программы было выделено всего 377 тысяч рублей. Хотя первоначально закладывалось 11 миллионов 966, 2 тысячи рублей. Однако и эти крохи, по мнению депутатов, были потрачены впустую – на тематические выпуски в СМИ, а также на изготовление и размещение антинаркотической рекламы на щитах и автотранспорте.
28 мероприятий были проведены без расходования бюджетных средств. При этом, как отмечают аналитики городского парламента, не налажено необходимое взаимодействие с правоохранительными органами, участвующими в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ряд мероприятий оказался не выполнен по неясным обстоятельствам – пояснения в Думу на этот счет так и не были представлены.
Серьезную озабоченность по поводу содержания программы высказал и председатель контрольно-счетной палаты Константин Яковлев. При проведении проверки КСП обнаружила, что заключение договоров и платежи за размещение на радио и телевидении, а также в печатных СМИ материалов антинаркотической тематики осуществлялись по линии муниципального учреждения «Охрана общественного порядка» (МУ «ООП»). Однако эта деятельность не согласуется с целями и задачами, указанными в уставных документах данного учреждения.
В качестве отступления от темы на заседании комиссии по местному самоуправлению и общественной безопасности возник вопрос, а чем вообще занимаются 160 человек, состоящих в штате МУ «ООП»? Председатель Думы Алексей Зверев предложил депутатам проанализировать целесообразность создания и эффективность работы ряда муниципальных учреждений, которых в избытке народилось на свет в последние годы.
Что же касается программы борьбы с наркоманией, то пока ее «начинка» вызывает множество вопросов. Конечно, искоренение наркомании – это, прежде всего, функции правоохранительной системы, у муниципалитета здесь полномочия небольшие, но и этот минимум рычагов пока использовался не на полную катушку. «Программа создавалась ради программы? Молодые люди гибнут, а муниципалитет борется с наркотизацией населения, печатая статьи в газетах! Так мы с этой «заразой» никогда не покончим!» - выразил общее мнение руководитель КСП.
Председатель комиссии Виктор Попов, подводя черту под обсуждением, тоже говорил о том, что программа – непонятная, а если она не понятна депутатам, то тем более не понятна она жителям города. Поэтому комиссия решила вернуться к рассмотрению вопроса о содержании программы после предоставления дополнительных материалов из мэрии и проведения заседания круглого стола.
Для справки:
Согласно статистическим данным ГУ МВД России по Самарской области за период 2011 года на территории городского округа Тольятти совершено 1731 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, что на 22,5% меньше показателя 2010 года – 2220 преступлений, на 35,5% снизился остаток нераскрытых преступлений, в абсолютных числах с 710 за 12 месяцев 2011 года в 2009 году до 458 за аналогичный период 2011 года.
Мэрия не представила в Думу пояснения по следующим вопросам:
1. Почему не проведён мониторинг наркоситуации в г.о. Тольятти. Объяснением мэрии является отсутствие финансирования. По мнению информационно-аналитического управления, данное мероприятие могло быть осуществлено без дополнительных средств, в рамках работы департамента общественной безопасности и мобилизационной подготовки мэрии.
2. По какой причине не выполнено мероприятие «Разработка и реализация комплекса совместных мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению поступления наркотических средств в исправительные учреждения»? Данное мероприятие не предусматривает финансирования.
3. Не выполнено мероприятие «Организация пресс-конференций». Необходимо пояснить причину его не выполнения.
4. Не выполнено мероприятие «Проведение конкурса социальной рекламы среди создателей роликов по антинаркотической тематике, пропаганде здорового образа жизни «За лучший видеоролик в области профилактики наркомании».Данное мероприятие не предусматривает финансирования. Какова причина его невыполнения?
5. Не выполнено мероприятие «Создание оперативного молодежного отряда в целях содействия сотрудникам правоохранительных органов». Информационно-аналитическое управление Думы считает, что по этому поводу требуются пояснения.
6. Не выполнено мероприятие «Работа кабинета первичной психолого- педагогической профилактики наркомании». В чем причина?
7. Не выполнено мероприятие «Проведение фестиваля «Новая драма» с показом и обсуждением спектаклей молодежной проблематики».Что стало причиной этого?
8. Не выполнено мероприятие «Восстановление и прокат спектакля «Разбивая стекло».Каковапричина его невыполнения?
9. Не выполнено мероприятие «Организация фестиваля «Культура города против наркотиков» с участием учреждений искусств г.о. Тольятти в рамках создания единого городского культурного пространства».Требуются пояснения.
10. Не выполнено мероприятие «Целевой спектакль для пациентов и работников реабилитационных центров».В чем причина?