Пакет поправок в Устав Тольятти будет рассмотрен на публичных слушаниях, проведение которых в ходе сегодняшнего заседания инициировала городская Дума. Предлагаемые городской общественности для обсуждения изменения касаются только одной, двадцать четвёртой, статьи документа и связаны с организацией выборов в представительный орган городской власти.
На такой шаг депутатский корпус пошел в силу определенных обстоятельств. Как известно, многочисленные усилия Думы привести Устав города в соответствие с нормами законодательства, пока не увенчались успехом. Мэр Сергей Андреев неоднократно отказывался скрепить своей подписью решения парламента, предусматривающие отражение в тольяттинском Уставе целого комплекса поправок. Между тем, часть предлагаемых депутатами изменений непосредственно связана с организацией выборных процедур, откладывать их внесение на более поздний срок просто нельзя, ведь ближайшие выборы в тольяттинскую Думу состоятся уже в сентябре этого года.
Основная суть предлагаемых тольяттинскими парламентариями изменений заключается в следующем. Как известно, избирательная система, применяемая на выборах в городскую Думу, относится к смешанному типу: часть кандидатов выдвигается по одномандатным округам, а часть – по единому округу, для которого каждая из участвующих политических партий, формирует свой список. В случае, если в Уставе города будут зафиксированы предложенные Думой поправки, единый избирательный округ, а также партийные списки, будут разделены на 17 внутримуниципальных частей.
Что это даёт простым избирателям? Во-первых, будут определены депутаты, «ответственные» за отдельный округ. Поскольку количество внутримуниципальных частей совпадает с количеством избирательных округов, то в случае проведения выборов по новой схеме, за каждым округом может быть закреплен уже не только депутат-одномандатник, но и депутат, представляющий ту или иную политическую силу.
Во-вторых, территориальное распределение позволяет, с одной стороны, депутатам-списочникам вникнуть в проблемы конкретных округов наравне с депутатом-одномандатником, а с другой – сформировать у жителей более четкое представление о том, кто конкретно может выступить в роли защитников их интересов в случае необходимости.
В-третьих, в прошлом остаётся практика использования так называемых «паровозов» - известных людей, в том числе федерального уровня, благополучно выбывающих после выборов из партийных списков и продвигающих таким образом своих менее известных, а нередко, и менее заинтересованных в парламентской деятельности коллег. Как справедливо заметил руководитель аппарата городской Думы Дмитрий Микель на состоявшейся после заседания пресс-конференции, ранее избиратели были вынуждены голосовать за некий популярный бренд, а реальных депутатов в списке не видели. Теперь же все желающие получить депутатский мандат, должны будут для начала доказать свое желание работать в Думе, прежде поработав на округе. Таким образом, у избирателей появится возможность видеть в партийных списках только тех кандидатов, кто имеет непосредственное отношение к каждому конкретному округу, знает его специфику, может и, что немаловажно, хочет работать депутатом.
Теряет смысл в этом случае и привлечение к процессу формирования партийных списков различного рода «спонсоров», обширные материальные возможности которых позволяли им «покупать» места в Думе. В случае внесения предложенных Думой поправок в Устав, шансы получить депутатский мандат будут зависеть исключительно от самого кандидата, но никак не от уровня его благополучия.
Еще один весомый аргумент в пользу изменений существующей в Тольятти выборной системы – предоставляемая каждой политической партии возможность включить в свои списки гораздо большее, чем раньше количество кандидатов (от 18 до 51). Конечно, партиям, которые существуют не один год и пользуются у избирателей доверием, будет легче сформировать свои списки, ведь, как правило, у каждой из них имеется свой кадровый резерв, который и позволит им выбрать из своих членов наиболее достойных кандидатов.
Нельзя не отметить, что такая выборная система уже не первый год широко используется не только субъектами РФ, но и различными муниципальными образованиями. В частности, положительный опыт ее применения имеется у Самарской губернской Думы. Поэтому нет ничего удивительного, что тольяттинские парламентарии, также решили его использовать.
Необходимо подчеркнуть, что инициируя обсуждения изменений в городской Устав, Дума учла создавшуюся на сегодняшний день ситуацию. Не желая лишний раз нагнетать политические страсти, депутаты в полной мере приняли во внимание все возражения мэра, высказанные им в отношении 24 статьи тольяттинской конституции. Тем самым городской парламент еще раз на деле доказал свою готовность вести конструктивный диалог невзирая ни на какие обстоятельства, искать и находить оптимальные варианты развития событий.