Острый дефицит кадров в сфере медицины, особенно в отношении «узких» специалистов, таких как педиатры, кардиологи, эндокринологи, офтальмологи, гастроэнтерологи, стал поводом для обращения Думы городского округа Тольятти к губернатору Самарской области Николаю Меркушкину.
«Некому лечить» - таков «диагноз» тольяттинской медицине, поставленный депутатами городского парламента. Статистика и впрямь выглядит удручающе: обеспеченность врачами в Тольятти составляет 37,4 человека на 10 тысяч населения, тогда как в среднем по стране этот показатель составляет 49,8. По последним данным, учреждения здравоохранения в нашем городе укомплектованы врачами на 56,4%. Коэффициент совместительства составляет 1,5, что свидетельствует о высокой интенсификации труда.
Налицо - процесс старения кадров. Количество врачей старше 50 лет по отрасли превышает 50%, причем этот показатель постоянно растет (например, в 2011 году он составил 51%, хотя в 2009 году держался на уровне 47%, а в 2007 году - 41%). Средний возраст участковых врачей в поликлиниках превышает 60 лет, причем немало 70-летних врачей, есть даже 80-летние работающие специалисты. Дефицит кадров наиболее заметен среди «узких» специалистов, таких как педиатры, кардиологи, эндокринологи, офтальмологи, гастроэнтерологи и т.д.
Наблюдающийся подъем заболеваемости ОРВИ подтвердил остроту проблемы кадров. Ежедневная нагрузка на каждого участкового педиатра и терапевта составляет 40-60 больных. Положение усугубляется возобновлением работы службы неотложной помощи в поликлиниках, которая выполняется силами тех же врачей за ту же зарплату, а количество вызовов по неотложной помощи на одного врача составляет до 20 в день. Для обслуживания вызовов на дом к заболевшим детям нередко приходится привлекать фельдшеров и медицинских сестер, так как врачебного персонала для таких вызовов не хватает.
Эти печальные данные обсуждала комиссия по социальной политике Думы г.о. Тольятти. А поскольку ситуация с критическим состоянием амбулаторно-поликлинической службы в нашем городе затрагивалась и на январской встрече губернатора Самарской области Николая Меркушкина с жителями Тольятти, депутаты сочли необходимым подготовить обращение в адрес главы региона. Эту инициативу поддержали и весь депутатский корпус.
Парламентарии решили обратить внимание губернатора на несовершенство правил оплаты труда специалистов (подушевой принцип), на неотлаженность компьютерных программ (в том числе «электронной регистратуры» и учета талонов амбулаторного приема). Зачастую это приводит к парадоксальному стечению обстоятельств, когда при большом количестве пациентов в поликлиниках план посещений не выполняется, а поэтому отсутствуют премиальные выплаты и, в целом, снижается заработная плата медработников. Оплата работы за совмещение на другом участке осуществляется в значительно меньших размерах, чем на основном участке. А ситуация, когда врач обслуживает 2-3 участка, при кадровом дефиците становится обычной.
Далеко не все врачи способны выдержать такие огромные нагрузки, особенно с учетом высокой степени ответственности и низких зарплат. Из-за этого специалисты уходят из системы здравоохранения вообще или переходят на работу в частные медицинские структуры. Непрекращающийся отток относительно молодых врачей и практически полное отсутствие притока молодых специалистов только усугубляют положение. Все это происходит на фоне расширения административного аппарата в связи с увеличением количества инстанций, контролирующих работу врачей.
В таких условиях под угрозой срыва находится всеобщая диспансеризация населения, запланированная на 2013 год.
В связи с этим депутаты Думы городского округа Тольятти попросили губернатора о содействии в решении проблемы с нехваткой кадров в системе здравоохранения. Срочные меры, которые целесообразно принять для привлечения специалистов в отрасль, на заседании тольяттинского парламента озвучил Валерий Рудуш, заместитель председателя комиссии по социальной политике и врач по своему основному месту работы.
Речь идет о необходимости:
- в приоритетном порядке значительно (на 100%) повысить базовые оклады врачебному и среднему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения;
- решить вопрос с обеспечением жильем работников государственных учреждений здравоохранения (особенно молодых специалистов);
- принять иные возможные меры по подготовке квалифицированных кадров и привлечению молодых специалистов в государственные учреждения здравоохранения (в том числе введение единовременных компенсационных выплат для молодых специалистов (так называемых подъемных), распределение врачей после окончания вуза и др.).