По традиции, при рассмотрении данного вопроса депутаты сконцентрировались не на имеющихся достижениях, а на «узких местах», которые обеим ветвям власти необходимо будет устранять в системе муниципальных финансов.
Как и положено по процедуре, поступивший из мэрии отчет об исполнении бюджета за 2012 год был проанализирован специалистами аппарата городского парламента. Кроме того, силами контрольно-счётной палаты была произведена внешняя проверка отчёта. Далее каждая из профильных комиссий Думы подробно обсудила отчет в разрезе отраслей.
Непосредственно на заседании Думы краткое сообщение перед депутатами сделал первый заместитель мэра Алексей Бузинный. Кроме перечисления основных параметров бюджета он рассказал также об особенностях исполнения бюджета в прошлом году. В том числе – выпадающие доходы, то есть средства, которые ранее поступали в местную казну и которых город впоследствии лишился. Это, помимо прочего, 200 млн. рублей, которые ранее в виде штрафов за нарушение правил дорожного движения перечислялись в тольяттинский бюджет, а теперь направляются в областную казну. Это и 500 млн. рублей, которых муниципалитет не досчитался в связи с неурегулированностью проблемы со статусом земель, лежащих в черте города, но оформленных в собственность Российской Федерации.
Поскольку одной из главных функций депутатов является контроль, дальнейшее обсуждение шло в критическом русле, ведь почивать на лаврах преждевременно, а задач, которые следует решать, довольно много. По этому же принципу было скомпоновано и решение, подготовленное комиссией по бюджету и экономической политике во главе с Сергеем Колмыковым.
Утвердив отчёт мэрии, Дума отметила, что фактическое исполнение бюджета за 2012 год составило:
- по доходам – 11 млрд.548 млн. 902 тыс.рублей или 99,2% к плану года;
- по расходам – 12 млрд. 780 млн. 230 тыс.рублей или 94,4% к плану года;
- дефицит – 1 млрд. 231млн. 328 тыс.рублей или 64,8% к плану года.
Доля безвозмездных поступлений в минувшем году достигла 42,3% (4 млрд. 887млн. 364 тыс.рублей) от общего объёма доходов городского округа Тольятти.
Размер муниципального долга по состоянию на 1 января 2013 года вырос до 3 млрд 196 млн. 348 тыс. рублей или 48,0% от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений (фактически сложившиеся в 2012 году доходы без учета безвозмездных поступлений – 6 млрд. 661млн. 538 тыс. рублей). По сравнению с 1 января 2012 года этот показатель увеличился на 1 млрд. 308 млн. 647 тыс. рублей, в том числе за счет увеличения: кредитов коммерческих банков - на 600 млн. рублей, муниципальных гарантий - на 390 млн. 647 тыс. рублей, бюджетных кредитов - на 300 млн. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с 2011 годом увеличились на 107 млн.990 тыс. рублей.
Депутаты обращают внимание команды Сергея Андреева на то, что бюджет 2012 года не исполнен в части получения доходов от аренды земельных участков (93,2%), а также доходов от реализации имущества (68,0%).
Большое количество рекомендаций содержится в решении Думы г.о. Тольятти и с прицелом на будущее. Мэрии предложено при формировании бюджета на 2014 год запланировать расходы на мероприятия по подготовке изменений в Генеральный план городского округа Тольятти. Депутаты ориентируют исполнительный орган на принятие действенных мер по увеличению доходов в виде дивидендов открытых акционерных обществ по акциям, находящимся в муниципальной собственности. Пока же от своего вхождения в уставной капитал различных предприятий и организаций муниципалитет отдачи практически не имеет.
Дума ждет от команды мэра конкретных действий, направленных на эффективное использование свободных нежилых помещений (а совокупная площадь таковых в нашем городе составляет 22 тыс. 372 кв.м.). Муниципальная собственность – это важный источник пополнения доходной части бюджета Тольятти. «Узким местом» остается также
исполнение доходов от платы за наем жилого муниципального фонда. Необходимо добиваться и погашения задолженности по арендной платы за земельные участки, которая по итогам 2012 года составила 136 млн. 500 тыс. рублей.
Еще одна из рекомендаций Думы связана с анализом расчёта комплексного показателя эффективности по каждой ведомственной и долгосрочной целевой программе. Дело в том, что на заседаниях Думы уже не раз акцентировалось внимание на парадоксальных фактах, когда при очень низких процентах исполнения той или иной программы комплексный показатель её эффективности порой зашкаливает за «стахановские» цифры. Таким примером может служить долгосрочная целевая программа поддержки предпринимательства. Финансовое исполнение программы в 2012 году составило 60%, что не помешало чиновникам указать, что показатель эффективности реализации программы достиг 154%. По мнению аналитиков Думы, эти цифры явно не стыкуются, в связи с чем они и поставили вопрос о необходимости пересмотреть методику расчета комплексного показателя эффективности, чтобы впредь исключить подобные парадоксы.
Депутаты также нацеливают мэрию активнее участвовать в областных и федеральных целевых программах, своевременно готовить и направлять заявки на получение финансирования и принимать меры по обеспечению своевременного поступления в бюджет городского округа средств вышестоящих бюджетов. А что касается долгосрочных целевых программ, то помимо необходимости своевременного и в полном объёме освоения отпущенных на их реализацию средств, Дума напоминает о том, что внесение изменений в долгосрочные целевые программы должно производиться оперативно, сразу после внесения поправок в бюджет.