Из представленной мэрией информации стало известно, что в структуре сектора на 2015 год планируется 283 организации, это на 10 меньше чем в текущем году. Но главное здесь даже не количество, а эффективность работы этих организаций и учреждений. Продуктивность деятельности, а также то, чем занимается каждая организация, насколько эта работа окупаема, приносит ли она прибыль либо является убыточной – все эти вопросы парламентарии подняли в очередной раз на заседании Думы.
Из упомянутых 283 организаций только 252 действующих, 10 находится в стадии реорганизации, 19 – в стадии ликвидации, 2 – банкротятся (МП г.о. Тольятти «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1» и Муниципальное автотранспортное предприятие г.о. Тольятти «МАПУЗ»). Специалисты аналитического управления отмечают длительность нахождения отдельных предприятий в стадии ликвидации, по поводу сроков завершения этой процедуры необходимы дополнительные пояснения.
Впрочем, вопрос о судьбе убыточных предприятий из года в год парламентарии ставят перед мэрией. Вариантов решения проблемы, как правило, несколько. Помимо, кардинальных решений, таких как банкротство и ликвидация, в отдельных случаях возможны реорганизация, перевод организации в иную форму собственности, смена руководства и другие. Правда, вряд ли можно сказать, что мэрия спешит нивелировать эти негативные для городского бюджета последствия неэффективной деятельности предприятий.
К примеру, на протяжении как минимум двух лет не ведет хозяйственную деятельность МУП «Инвест-проект», а затраты на его содержание в 2015 году составят порядка 1,3 млн рублей. Несмотря на то, что в проекте плана развития муниципального сектора экономики содержится информация о мероприятиях по стабилизации работы предприятия, понимания по поводу его дальнейшей судьбы нет.
Насколько рационально держать на балансе заведомо убыточное предприятие, тем более, что никакой социальной функции оно не несет? И подобная ситуация не единственная. В целом парламентарии отмечают уменьшение поступлений в бюджет от осуществления финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий на 16,3% по сравнению с ожидаемым исполнением 2014 года.
Депутаты также напомнили, что от деятельности муниципальных учреждений должен быть социальный эффект, потому как их деятельность ориентирована на оказание муниципальных услуг населению. Этими двумя критериями – прибыль либо социальная функция – прежде всего следует руководствоваться при принятии решений в отношении организаций и учреждений, входящих в структуру муниципального сектора экономики.
Отдельный предмет разговора – акционерные общества с участием муниципалитета. Так, за 2015 году дивиденды, планируемые к начислению, составят 876 тыс. рублей от 14 обществ. На данный момент их 17, из которых 3 находится в стадии ликвидации и реорганизации. Притом, парламентарии отмечают, что ни по итогам 2014 года ни в 2015 году не ожидается перечисление дивидендов от прибыли крупнейшего предприятия со 100% участием муниципалитета - ОАО «ПОКХ». На протяжении года депутаты не раз поднимали вопрос об эффективности предприятия. Для этого собирались отдельные комиссии, в том числе совместные заседания комиссии по городскому хозяйству и по муниципальному имуществу, куда приглашались представители мэрии и самого предприятия. Однако даже минимальную информацию о том, как обстоят дела на предприятии, весьма проблематично получить. Председатель комиссии по муниципальному имуществу Борислав Гринблат отметил, что перед акционерными обществами должны ставиться конкретные задачи. Ставятся ли они, и если ставятся, то какие?
Четкие пояснения о том, как ведется эта работа, даны не были. Поэтому депутаты не снимают вопроса и, очевидно, к оценке эффективности акционерных обществ, в частности, ОАО «ПОКХ», в скором времени придется вернуться.