11 марта исполнился год с момента первого заседания Думы пятого созыва. О важнейших решениях и значимых результатах этого года — наш отчет.
Новая Дума – в новых условиях
В Думе пятого созыва многое происходит впервые. Впервые избрание депутатов состоялось по смешанной системе (18 представителей от партий, 17 от одномандатных округов). Впервые у тольяттинской Думы – новый председатель, сменивший старожила местной политики Александра Дроботова. Впервые депутаты приступили к выполнению своих обязанностей в период затяжного и непредсказуемого кризиса, поразившего глобальную экономику и весьма болезненно проявляющего себя в Тольятти.
С самого начала работы председатель Думы Алексей Пахоменко успешно мобилизовал депутатов на скорейшее решение всех организационных вопросов: в течение недели были сформированы пять профильных постоянных комиссий (вместо прежних одиннадцати), избран состав согласительной комиссии, решением Думы избраны два заместителя председателя, утверждена новая структура Думы. Так же оперативно были зарегистрированы пять фракций: «Единая Россия» (23 депутата), «Декабрь» (5 депутатов), «КПРФ» (3 депутата), «Справедливая Россия» (2 депутата), «ЛДПР» (1 депутат).
«Времени на раскачку у нас нет, необходимо как можно быстрее включиться в конкретную работу. Все наши решения должны быть обусловлены кризисом и направлены на его преодоление» - резюмировал председатель Думы завершение организационных моментов.
Четкая программа – против непредсказуемости
К моменту прихода нового состава думцев уже было понятно, что нестабильный ритм работы автозавода отразится самым прямым способом на городском бюджете. Депутатам предстояло после многих достаточно благополучных лет вспомнить подзабытое слово «секвестр». «Резать по-живому» - так потом во многих газетах охарактеризуют операцию по сокращению доходной и расходной частей тольяттинского бюджета, произведенную 29 апреля.
На 1,097 миллиарда рублей пришлось сократить доходную и свыше 1,171 миллиарда рублей - расходную часть. «Под нож» пошли планы по объектам капитального строительства, а также существенные потери понесли отрасли городского хозяйства и образования (текущий и капитальный ремонт учреждений, приобретение материально-технических средств). Тем не менее, поставленную самим себе задачу по сохранению уровня зарплаты бюджетников и бесперебойной оплаты коммунальных услуг за муниципальные объекты, Дума и мэрия выполнили.
В период подготовки секвестра бюджета, Дума приняла в работу антикризисную программу, предложенную фракцией «Единая Россия». Она содержала план действий, укладывающихся в рамки полномочий городского парламента, нацеленный на преодоление негативных последствий кризиса. Программа содержала пять направлений: занятость, сдерживание тарифов, благоустройство, дороги, строительство и ремонт жилья. При подготовке программы был проведен анализ отрицательной динамики экономических показателей производства и сферы услуг, рост безработицы на рынке труда. По многим выявленным проблемам депутаты не могли принять решения прямого действия в связи с отсутствием полномочий. Поэтому по максимуму использовался такой инструмент, как обращения. Обращения от тольяттинских депутатов весной и летом 2009 года получили и Президент РФ, и правительство РФ, и органы региональной власти, включая губернатора области. Обращения тщательно прорабатывались, содержали статистику, аналитические данные, обоснование проблемы. Пусть не сразу, и не в полном объеме, но в конечном итоге по большинству обращений тольяттинской Думы были достигнуты положительные результаты. Городу выделены средства на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, на ремонт дорог, на установку общедомовых приборов учета, на развитие предпринимательства, на обеспечение временных общественных работ и так далее.
Пожалуй, только на одно обращение по объективным причинам был дан полностью отрицательный ответ. Депутаты предлагали областному правительству пересмотреть декабрьское решение о повышении кадастровой стоимости земли, из-за чего у многих субъектов бизнеса и физических лиц существенно выросли платежи по земельному налогу и арендной плате за земельные участки. Однако принятое в области решение уже нельзя было отменить. Между тем последствия повышения налоговой нагрузки на бизнес грозили серьезными социальными осложнениями: в условиях кризиса это привело бы к дальнейшему сворачиванию производственных планов и безработице. Депутатам не оставалось иного выхода, кроме как в условиях дефицитного бюджета пойти на еще большие бюджетные потери. Реализуя свои полномочия, Дума городского округа Тольятти изменила коэффициенты, влияющие на конечную ставку земельного налога и арендной платы за землю. В результате, удалось избежать резкого увеличения фискальных и арендных платежей для городских малых и больших предприятий. Около 100 миллионов рублей стоило это городскому бюджету. Но, по мнению депутатов, социально-экономический эффект от этого решения гораздо весомее, чем потеря.
Еще одно решение, направленное на поддержку городской экономики – сохранение уровня арендной платы за муниципальные помещения на уровне 2008 года. Для этого депутаты отменили свое прежнее решение по изменению методики арендной платы, где были повышены коэффициенты видов деятельности. «Ситуация изменилась, доходы арендаторов падают, востребованность помещений тоже снижается, нелогично в этих условиях говорить о повышении арендной платы» - так обосновали депутаты свою инициативу.
Главный критерий – эффективность
Осенью произошел повторный секвестр бюджета, еще более болезненный, поскольку сокращать было уже почти нечего. И депутаты, и руководители мэрии понимали, что предстоящий 2010 год вряд ли будет легче. Ситуация усугублялась тем, что началась передача объектов вазовской социальной сферы, а гарантий финансирования из федерального бюджета еще не было.
В этих условиях началась подготовка к утверждению бюджета на 2010 и последующий период (2011-2012 годы). И Дума активно подключилась к этой работе. «Мы не можем подходить к бюджету с той же меркой, что и в докризисные годы. Необходимо кардинально пересмотреть принципы формирования расходов отраслей, а в части доходов – искать дополнительные резервы» - заявил председатель Думы Алексей Пахоменко. Под его руководством в Думе была организована параллельная с мэрией работа над бюджетом. Детально рассматривались подходы к формированию затрат учреждений, был объявлен главный принцип включения тех или иных расходов в бюджет – эффективность, то есть исчисляющаяся в конкретных показателях социальная и экономическая отдача. Но возможностей для маневра почти не было: 85% бюджета составили бюджетные обязательства – то есть зарплата, выплаты социального характера, оплата коммунальных услуг муниципальных учреждений.
Дума и мэрия пришли к единому мнению о сохранении зарплаты бюджетников на уровне 2009 года (хотя в первоначальном проекте бездефицитного бюджета, представленного мэрией, фонд оплаты труда был сокращен на 10%). При этом всем отраслям придется «ужаться» в плане материально-технического обеспечения.
Что касается формирования расходов на содержание магистралей и внутриквартальных территорий в нормальном состоянии, то здесь чиновникам профильного департамента пришлось обосновывать свои финансовые заявки, буквально отвечая за каждый рубль.
Затраты капитального характера отложены до более благоприятных времен. Однако в этом бюджете уже есть задел на будущее в части выполнения проектных работ по строительству. Логично использовать время строительного «затишья», чтобы подготовить базу для будущего развития.
Еще одно из системных решений – выделение 175 миллионов рублей на установку общедомовых приборов учета воды и теплоэнергии в многоквартирных домах Автозаводского района. Это позволит существенно снизить платежи населения за коммунальные услуги уже по итогам 2010 года. Решение длительного действия – так можно его назвать, учитывая, что вложив средства один раз, город получит длительный экономический эффект на многие годы вперед. Полученная в Автозаводском районе экономия станет базой для снижения нормативов в других районах города.
Задачи на будущее определены
В 2010 году городские власти намерены усилить системную работу по поиску резервов для повышения возможностей городского бюджета. Инвентаризация земельных участков, эффективное использование муниципальной собственности и многие другие ресурсы, не задействованные сегодня в полной мере, могут пополнить муниципальный бюджет.
Особое внимание уделят депутаты и реализации мероприятий по установке приборов учета, и исполнению запланированных объемов работ по комплексному содержанию и благоустройству внутриквартальных территорий.