Комиссия по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию взяла тайм-аут для глубокой проработки предложения заместителя председателя Думы Олега Кулагина – обратиться к коллегам в Самарскую губернскую Думу по поводу законодательной инициативы, связанной с упрощением процедуры оформления в собственность гаражных боксов.
Заместитель председателя Думы г.о. Тольятти Олег Кулагин считает, что наряду с «дачной» нужна и «гаражная амнистия». Это убеждение крепло у него по мере погружения в проблемы тольяттинцев, обратившихся с жалобами на трудности с оформлением в собственность гаражных боксов для личных автомобилей, построенных за счет средств пайщиков, входящих в гаражно-строительные кооперативы. В январе нынешнего года в Думе была создана рабочая группа по подготовке законодательной инициативы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации - для упрощения процедуры оформления. Возглавил ее Олег Кулагин.
Как выяснилось, проблема эта масштабная. По информации департамента градостроительной деятельности, на территории Тольятти располагается 313 гаражно-строительных кооперативов. В том числе: в Комсомольском районе – 76, из них сдан в эксплуатацию – 1; в Центральном районе – 70, из них сданы в эксплуатацию - 4; в Автозаводском районе – 167, эксплуатируемых - 158, в том числе не сданы в эксплуатацию - 79.
Казалось бы, все просто: член гаражного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос, приобретает право собственности на свой бокс - это вытекает из норм Гражданского кодекса РФ. Данное право подтверждается такими документами, как договор подряда о строительстве гаражного бокса между застройщиком и физическим лицом, документ об оплате стоимости гаражного бокса в полном объеме.
Но на практике оформить бокс в собственность – это задачка под силу не каждому. Дело осложняется отсутствием документов о надлежащем вводе в эксплуатацию гаражных комплексов, в которых и расположены эти боксы. А в эксплуатацию эти гаражные комплексы зачастую не принимаются из-за несоответствия их нормам противопожарной безопасности. Причина на поверхности – на устранение замечаний госпожнадзора гаражно-строительному кооперативу требуется в среднем один миллион рублей.
Еще одним препятствием в оформлении гаражных боксов является «вопрос о земле». Причина приостановки оформления прав на земельные участки под гаражно-строительными кооперативами кроется в отсутствии документов, подтверждающих регистрацию юридического лица, правопреемство, его реорганизацию или ликвидацию.
Как выяснили члены рабочей группы, у большинства гаражно-строительных кооперативов правоустанавливающие документы на земельные участки, выданные в 90-х годах и ранее (постановления администрации города, свидетельства о бессрочном пользовании на землю), оформлены на предприятия и юридические лица, которые к настоящему времени приватизированы, ликвидированы, реорганизованы. Аналогичная картина и в отношении отдельных гаражных боксов - многие из них сменили своих «владельцев» (переданы в наследство, проданы). Положение нередко осложнено и тем, что нет в наличии журнала учета индивидуальных гаражей, что практически исключает возможность оформления правоустанавливающих документов.
В сложившейся ситуации, как подсказали юристы, действующее законодательство дает лишь один способ решения проблем владельцев гаражей - признание права собственности на гаражные боксы в судебном порядке. Это касается как отдельных боксов и каждого члена кооператива, так и в целом объекта недвижимого имущества и кооператива (в случае, если реализуется схема с последующей передачей гаражей членам кооператива после государственной регистрации этого права).
Однако, справедливо заметил Олег Кулагин, признание права в судебном порядке – это длительная и сложная процедура. Это не только трата времени, сил и средств для рядовых горожан. Это еще и громадная дополнительная нагрузка на судебную систему, ведь в составе 313 гаражно-строительных кооперативов 130 тысяч 952 бокса. Загвоздка еще и в том, что судебная практика по делам данной категории не отличается единообразием: есть примеры, когда по боксам одного и того же кооператива выносились противоположные решения.
Есть и еще один мотив – оформление в собственность гаражей расширит ряды плательщиков налога на имущество физических лиц, что будет способствовать пополнению местной казны.
Вот почему и родилось предложение – побудить коллег из Самарской губернской Думы выйти с законодательной инициативой о принятии на федеральном уровне, в масштабах страны, закона о так называемой «гаражной амнистии». Это можно будет сделать по аналогии с «дачной амнистией» в соответствии с федеральным законом №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
Однако при обсуждении данной идеи на заседании комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию противников оказалось больше, чем сторонников.
Особенно категоричными были выводы по поводу соблюдения требований пожарной безопасности. Депутат Борислав Гринблат обратил внимание коллег на то, что даже в школах в условиях скудного финансирования приходится перекрашивать стены, если предыдущий ремонт был сделан с применением легковоспламеняющихся материалов. Так что послабления для ГСК здесь неуместны. Эту точку зрения на комиссии поддержал и представитель МЧС.
А депутат Сергей Анташев возражает против «гаражной амнистии» потому, что в таком случае есть риск, что «легализуются» всевозможные самострои, отравляющие жизнь населению.
В итоге, члены комиссии решили взять тайм-аут, чтобы тщательно взвесить все «за» и «против» и принять рациональное решение.