В числе последних принятых Думой перед летними каникулами решений – утверждение во втором чтении регламента, на основе которого строится вся деятельность депутатского корпуса и аппарата тольяттинского парламента. Обновленная редакция устранила «пробелы» и «узкие места», выявленные по ходу применения прежнего варианта документа.
Вопросы организации и деятельности Думы г.о. Тольятти, а также порядок принятия решений депутатами подробно прописаны в регламенте Думы. В апреле нынешнего года в первом чтении был принят обновленный вариант данного документа, в котором были учтены изменения в федеральном и областном законодательстве о местном самоуправлении и в Уставе городского округа Тольятти. Корректировка была обусловлена также тем, что в ходе применения действовавшей редакции регламента Думы были выявлены проблемы, связанные с организацией и обеспечением ее деятельности, решение которых и нашло свое отражение в представленных рабочей группой изменениях. Такого рода поправок на этапе первого чтения набралось в количестве 135.
Апрельским решением Думы был установлен и срок окончательной шлифовки документа. Предложения на этот счет поступили как от депутатов, так и от мэрии и специалистов аппарата Думы – в совокупности еще 36 поправок.
В представленном на утверждение во втором чтении регламенте, по словам руководителя аппарата Думы Дмитрия Микеля, была уточнена компетенция Совета Думы, более четко очерчен порядок отчета постоянных комиссий перед Думой, а также порядок принятия решений постоянными комиссиями. Более четкими стали и формулировки, касающиеся порядка работы согласительной комиссии, создания и прекращения деятельности рабочих групп, сложения полномочий заместителями председателя Думы. Также были дополнены разделы, связанные с рассылкой материалов Думы, уточнен порядок рассмотрения вопроса во втором чтении, введены требования о порядке устранения выявленных нарушений в нормативных правовых актах Думы, четче изложены формулировки, регламентирующие контрольную деятельность Думы.
Во время предварительного обсуждения всех этих нововведений на комиссии по местному самоуправлению и общественной безопасности особых замечаний со стороны депутатов не прозвучало. Исключением стала лишь статья 69.1, определяющая перечень процедурных вопросов. Депутат Николай Лексин предложил исключить из нее 10-й пункт, касающийся голосования без обсуждения, как ущемляющий права депутатов и ограничивающий рамки демократии в нашем городе.
Дмитрий Микель, комментируя это замечание, обратил внимание собравшихся на то, что чуть далее в регламенте говорится: «Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если ни один из депутатов, присутствующих на заседании Думы, не возражает против его принятия. В случае если хотя бы один из депутатов, присутствующих на заседании Думы, возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится председательствующим на заседании Думы на голосование».
Однако во избежание каких-либо недоразумений в будущем члены комиссии все же решили учесть предложение Николая Лексина. Откорректированный документ и был вынесен на заседании Думы. Депутаты голосовали за него, не устраивая дискуссию, лишь удостоверившись, что никаких стратегических новаций (например, введения процедуры так называемого заочного голосования) в его тексте не содержится.