«Городские ведомости» № 68 (1279) от 30 июня 2011 года
В мэрии разрабатывается новый порядок учета средств, поступающих в качестве платы за найм муниципальных жилых помещений. Прежняя схема, как оказалось, не соответствует законодательству.
В январе этого года КСП думы завершила проверку департамента по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ). Аудиту подверглось формирование и перечисление в бюджет доходов в виде поступлений за найм муниципальных жилых помещений. Согласно нормам местного положения, учет этих площадей, начисление средств, поступление и контроль за внесением платы за найм в городскую казну лежал на плечах управляющих компаний (агентов). Между ними и ДУМИ на сей счет заключались агентские договоры. Как указывает КСП, по сути дела ДУМИ устранился от функции главного администратора доходов, передав ее коммерческим организациям. А это уже нарушение ФЗ №135 «О защите конкуренции» и Бюджетного кодекса. К тому же мэрия не разработала порядок, определяющий бюджетные полномочия главных администраторов доходов. К слову сказать, такая ситуация сложилась не только в Тольятти, но и по многим муниципальным образованиям России. Законы меняются часто. Не успел настроиться на одно, как уже появляются новые требования, и вместо плановой спокойной деятельности иной раз все происходит по принципу «на ходу подметки подбиваем».
Сами агентские договоры тоже оказались далеки от совершенства. К ним не было приложений о муниципальных жилых помещениях с указанием площади, на которую распространяется деятельность агентов. А у ДУМИ, в свою очередь, отсутствовали проектировки поступлений на очередной финансовый год с помесячной разбивкой.
КСП проверяла доходы в виде поступлений за найм за 2009 год и 9 месяцев 2010 года. И выявила, что планируемые поступления занижаются. Например, в 2009 году прогнозировалось собрать 15,3 млн рублей. Но исходя из данных о нанимаемой площади, представленных управляющими компаниями, расчет платы дал другую цифру – 20,8 млн рублей, то есть на 5,5 млн больше. Фактически же поступления за найм составили 19,8 млн рублей. Сумма недополученных доходов чуть больше 2 миллионов. Та же самая ситуация наблюдалась и в 2010 году. Только сумма планируемых доходов была занижена уже на 8,6 млн рублей. Задолженность управляющих компаний перед бюджетом, констатирует КСП, составила 4,6 млн рублей. С 1 января прошлого года вступил в силу ФЗ №103 « О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». И местное положение «О порядке учета средств в качестве платы за пользование муниципальным жилым помещением…» ему, конечно, не соответствует. КСП рекомендовала мэрии отменить его как противоречащее законодательству, а также разработать порядок определения бюджетных полномочий администраторов доходов бюджета. Также было рекомендовано рассмотреть возможность наделить МФЦ функциями администратора доходов в части поступления средств за найм муниципальных жилых помещений.
Как рассказала руководитель ДУМИ Татьяна Бабич, сейчас ведется активная работа, чтобы установить новый порядок. Старый уже отменен, а что придет ему на смену, пока трудно сказать. Есть несколько вариантов, которые сегодня обсуждаются, но комментировать их преждевременно, считает Татьяна Евгеньевна.
Уже прошло совещание с управляющими компаниями, на котором договорились, что до конца июня они представят в мэрию информацию о нанимателях – их перечень, задолженность по плате за найм и т.д. Параллельно МФЦ сейчас работает с базой, которую предоставили по муниципальному жилому фонду ДУМИ, бюро «Инвентаризатор» и управление жилищной политики. Зачем МФЦ эти сведения?
– Во-первых, без автоматизации мы ничего сделать вручную не сможем. А они и программой могут обеспечить. Во-вторых, у них уже есть база «адресное бюро», есть данные по паспортным столам, – объяснила Бабич. – Поэтому нужно провести накладку имеющейся и поступившей информации.
Внешне все выглядит просто, но на самом деле сейчас разрабатывается сложный механизм, учитывающий все нюансы действующего законодательства. Нужен штат работников, который будет вести расчеты, печатать платежки, разносить их.
У мэрии такой структуры нет. Значит, надо создавать либо какое-то новое подразделение, которое будет этим заниматься, либо, если оно не будет относиться к мэрии, как-то увязывать его с ней. Другой непростой узел, тянущий за собой массу вопросов, – это сбор денег. Как его проводить? Куда платить деньги, как собирать? С кого брать комиссионные – с плательщика или с муниципалитета, который будет заказывать муниципальную услугу? Действующее положение отменили еще и потому, что агентам напрямую нельзя выплачивать вознаграждение за их работу. Надо объявлять конкурс, но кому? ДУМИ сегодня набрал предложения от всех, кто может собирать деньги. Надо продумать требования, которые будут заявлены для платежных агентов, определить, каким должно быть комиссионное вознаграждение и так далее…
Елена Харченко