445021, г.о. Тольятти, Центральная площадь, 4,  тел.: (8482) 28-05-18; (8482) 40-15-66; (8482) 28-13-63Личный кабинет   Интернет-приёмная   RSS   Фотогалерея   Мобильная версия сайта         specversion.png   Версия для слабовидящих

Дмитрий Микель: Нам предстоит сделать еще очень многое

09.06.2014 «Постскриптум. Тольятти» № 20 (476) от 9 июня 2014 года

Председатель действующего созыва гордумы Дмитрий Микель проработал в стенах парламента больше половины срока его существования. Накануне юбилея «P.S.» встретился со спикером и расспросил профессионального парламентария о накопленном опыте, актуальных задачах думы и планах на будущее.

— Как изменилась городская дума за прошедшие 20 лет?
— В истории человечества 20 лет — небольшой срок. Но в новейшей истории страны и нашего города за два десятка лет было сделано очень много. За это время городская дума действительно прошла большой путь. Можно выделить несколько основных этапов.
Первый из них — становление. Начало этому процессу положило принятие федерального закона об основных принципах организации местного самоуправления. В 1994 году на смену прекратившему к тому моменту свое действие совету народных депутатов был избран первый состав городской думы. В него вошли 16 депутатов, перед которыми впервые встал вопрос о том, как Тольятти в новых условиях будет жить дальше. Необходимо было утверждать не только основные символы города, его герб, флаг, но и основополагающие документы, такие как устав. Нужно было определить порядок и правила работы городских властей по основным направлениям жизнедеятельности. Все это было сделано впервые. Поэтому, несмотря на то что в последующем документы неоднократно корректировались, они и сегодня имеют для нас особое значение.
Следующим важным этапом стало развитие парламента. Со II созыва дума избиралась на четыре года. Кроме того, менялся и подход к ее формированию. Начиная с IV созыва в думу избирается 35 депутатов. А при формировании следующего, V созыва, закончившего свои полномочия в прошлом году, впервые в полной мере был применен партийный принцип, с учетом нового порядка избрания депутатов — с применением смешанной избирательной системы. 17 депутатов избирались по одномандатным округам, а 18 — по единому избирательному округу.
Отличительной чертой формирования действующего состава думы стал новый формат избирательной кампании партии власти. Впервые ее представители вошли в единую команду на основе общественных советов районов, сформированных в ходе реализации проекта «На связи с губернатором». Анализировались прежде всего работоспособность кандидата, его опыт, знания, авторитет и поддержка общественностью. Таким образом, был исключен критерий финансовой состоятельности кандидата. В результате среди депутатов есть много представителей бюджетной и социальной сфер, а также крупных промышленных предприятий.
VI созыв быстро включился в работу. Не было времени на раскачку, сразу началась слаженная, конструктивная работа с бюджетом и корректировкой устава города. Кроме того, основное отличие VI созыва, на мой взгляд, — отсутствие излишней политизированности. И решения, которые сейчас принимает дума, она в первую очередь соотносит с точкой зрения полезности городскому сообществу.
У каждого из созывов были свои особенности, своя специфика работы. Но в целом городской парламент всегда был работоспособным. Безусловно, большой вклад в общий результат внес аппарат думы. За эти годы его структура также неоднократно менялась. Однако неизменным всегда оставалось одно — профессиональная и грамотная работа по обеспечению деятельности представительного органа власти и депутатов по всем направлениям.
— Какие события в жизни города оказали наибольшее влияние на работу представительного органа власти?
— Любое серьезное событие в жизни города, как правило, связано с определенными явлениями в стране и в регионе. Дума принимала целый ряд непростых решений, особенно в период экономического кризиса. Выделить среди них какое-то особое нельзя.
Были случаи, когда парламенту приходилось сталкиваться с реализацией решений, принятых на вышестоящем уровне. Например, в части монетизации льгот. Органы местного самоуправления, не всегда принимающие решения, находятся ближе всего к населению. Соответственно, со всеми своими проблемами граждане, в большинстве своем не сильно разбирающиеся в полномочиях между уровнями власти, чаще идут именно в городскую думу. И основная заслуга депутатов в том, что все они, несмотря на разные события и период времени, были сосредоточены на защите законных прав и интересов своих избирателей.
Когда в 2012 году сменился губернатор, мы почувствовали иной подход, изменилась схема работы, методика управления. Даже по степени участия Николая Меркушкина в городских вопросах, его внимания к Тольятти. Это заставило и депутатов более внимательно, настойчиво изучать определенные вопросы и выносить их на обсуждение, требовать от мэрии качественного исполнения.
— С какими главными, на ваш взгляд, результатами дума подходит к своему 20-летию?
— Основной результат — это четкая, системная и профессиональная работа представительного органа по исполнению своих полномочий. Говорить о каких-то особых заслугах я бы не стал. Нам предстоит сделать еще очень многое. В последнее время на всех уровнях власти начинают понимать и все чаще говорить о необходимости большей роли и самостоятельности органов местного самоуправления, об их приближенности к населению. У них должна быть возможность решать конкретные проблемы на своих территориях, подкрепленная определенными ресурсами. Сегодня это один из основных вопросов, который требуется решить.
Кроме того, органы местного самоуправления должны быть более подконтрольны населению. Законодательство постепенно предусматривает ответственность и больший контроль за работой чиновников. Сегодня мы выстраиваем именно такую систему. Деятельность исполнительной власти должна быть понятной и прозрачной. А главное, горожанам необходимы реальные результаты работы, а не просто формальные отчеты и красивые слова. Люди хотят видеть, что меняется в конкретных направлениях, какие улучшения есть в конкретных отраслях, как развивается город.
Быть может, кому-то кажется, что дума запрашивает слишком большое количество информации, излишне внимательно рассматривает поступившие документы, необоснованно требует неукоснительного и своевременного выполнения в полном объеме поставленных задач, осуществляет слишком пристальный контроль. Но это основная задача представительного органа власти. Депутаты и дальше будут так же последовательно и профессионально выполнять эти функции.
— Как, на ваш взгляд, отразится на Тольятти предстоящая реформа системы местного самоуправления?
— По сравнению с первоначальным вариантом законопроект достаточно серьезно изменился. Прежде всего, в результате публичной дискуссии, обобщения разных мнений и позиций, обсуждения на различных площадках в нем существенно изменились подходы. Они стали более мягкими и демократичными. В то же время направлены на выстраивание более четкой системы управления в каждом регионе. Субъектам дано больше полномочий на то, чтобы определить наиболее подходящую модель управления для конкретных территорий с учетом специфики муниципалитетов и мнения населения.
Думаю, что в нашем случае возможны изменения как в порядке формирования представительного органа власти, так и в процедуре избрания главы муниципального образования. Тем более что такая тенденция в Самарской области прослеживается. За исключением Самары и Тольятти, эта работа уже ведется во всех муниципальных образованиях региона. Однако окончательное решение по этому вопросу будет приниматься на уровне области. Уверен, что региональные законодатели изберут именно ту модель, которая станет наиболее эффективной для Тольятти. Ведь главная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы новая система работала не хуже действующей. Мы должны не только снизить управленческие и административные расходы, но и повысить эффективность работы органов местного самоуправления.
— Как долго, по вашему мнению, действующий состав городской думы продолжит исполнять свои полномочия?
— Пока никаких предпосылок к тому, чтобы VI созыв думы досрочно прекращал свои полномочия, нет. Согласно действующему законодательству полномочия сохраняются до конца созыва. Этот вопрос может начать обсуждаться только после принятия нового регионального закона. На областном уровне в обязательном порядке должны быть установлены только формы избрания главы местного самоуправления. Это необходимо сделать не позднее чем через шесть месяцев после вступления в силу федерального закона. В отношении представительных органов не установлены ни сроки, ни обязательность изменения формы. Поэтому говорить о том, что в этом или следующем году что-то будет меняться, сейчас преждевременно.
— Когда, на ваш взгляд, в Тольятти появится сити-менеджер?
— Повторю, что и форма избрания главы города, и сроки будут установлены на региональном уровне. Пока, на мой взгляд, этому вопросу уделяется слишком много внимания. Конечно, в перспективе изменения возможны. Да, мы изучаем законодательство, юристы готовят его анализ. Но это не означает, что мы переходим на новую систему. Более того, мы не занимаемся искусственным приближением этих событий. В том числе по сити-менеджеру.
— Вас считают одним из претендентов на должность сити-менеджера. Как вы к этому относитесь и готовы ли занять этот пост?
— Лично я ни с кем ничего подобного не обсуждаю. В городе есть действующий всенародно избранный мэр. Кроме того, сейчас передо мной стоит много других важных и первоочередных задач, решение которых требует значительных сил и времени, реализовывать их я должен в действующей должности. Поэтому думать о предстоящих изменениях и готовиться к ним, на мой взгляд, преждевременно и даже вредно. Нужно работать, а не переходить в предвыборную стадию. Принципиально этим не занимаюсь и никому не советую. Для начала должна быть выстроена система и обозначены сроки. Только после этого этот вопрос можно будет обсуждать.
— Как вы объясните расхождение данных о доходах, опубликованных в ваших с супругой декларациях?
— К сожалению, к этому вопросу искусственно привлекается слишком много внимания, тем более что это не имеет никакого отношения к обсуждаемой нами теме. Тем не менее сообщаю, что данные, опубликованные на сайте думы, были тщательно проверены, и я уверен, что они достоверны. Сведения о доходах и имуществе, поданные мной и моей супругой, одинаковые. Можно предположить, что произошел какой-то сбой при размещении данной информации на сайте мэрии. Хотя, на мой взгляд, эти данные должны внимательно проверяться.


Подготовила Елена Фалькова

Количество показов: 1735
Дата изменения: 10.06.2014 00:45:03

Возврат к списку

Полезные ресурсы