«Панорама Тольятти» № 1 (940) от 21 января 2019 года
Несмотря на обильные снегопады, этой зимой никаких дорожно-транспортных коллапсов на дорогах Тольятти не произошло. Подрядчикам удается держать ситуацию под контролем. Но за их работой постоянно наблюдают и чиновники городской администрации, и депутатский корпус.
Контракт по комплексному содержанию автомагистралей в нашем городе выполняет компания «Автодоринжиниринг». Он был заключен с 01.10.2017 по 30.09.2019 на сумму 732,5 млн рублей. Казалось бы, большие деньги. Но, оказывается, финансирование мероприятий по содержанию автомобильных дорог городского округа Тольятти составляет 17,5% от нормативной потребности. Конечно, в такой ситуации предъявлять подрядчику претензии сложновато. Убирать-то приходится огромное дорожное хозяйство: площадь городских дорог составляет 6 млн 177 тыс. квадратных метров. На сколько денег дали - на столько и убрали.
Но, тем не менее, претензии предъявляются и городской администрацией, и ГИБДД. Как отметили на заседании комиссии по городскому хозяйству представители департамента дорожного хозяйства, за 2018 год подрядчику предъявили штрафные санкции в размере 1 млн 481 тыс. рублей, из них за ноябрь и декабрь - 268 тысяч. Дело в том, что работы выполняются в соответствии с утвержденными критериями оценки качества. Это касается каждого вида работ, которые необходимо производить зимой. Выводится средняя оценка, и на основании нее производится оплата.
В ГИБДД тоже видят кое-какие недочеты в работе подрядчиков и выписывают предписания. Основная претензия связана с несоблюдением временного промежутка. Последствия снегопадов надо убирать быстрее, а не растягивать на целые сутки. Понятно, что подрядная организация стремится основной фронт работ выполнить в ночное время, чтобы не затруднять дорожное движение. Еще одна претензия: не очищается от снега бортовой камень.
Руководитель департамента Вадим Ерин даже не выдержал, выступил в защиту «Автодоринжиниринга»: «Да, не очищается. Но сама проезжая часть очищена. Есть ГОСТы, но их выполнение мы не тянем. Работа выполняется на те средства, которые у нас есть. А ГОСТы меняются. Вот в 2009 году появилось такое требование: все столбы освещения должны находиться от проезжей части на расстоянии 90 сантиметров, если нет ограждения. Если переносить столбы - город останется без штанов».
Среднесуточный выход техники по всем трем районам составляет 180 единиц с учетом заключенных договоров. Часть оборудования - 63 единицы - оснащена системой слежения «Глонасс». Депутатов сразу заинтересовал вопрос: а почему не все 100%? Ведь контроль бы стал намного лучше. Депутат Казачков рассказал, что когда на ТОАЗе на технике транспортного парка установили эту систему, расход топлива сразу сократился на 30%, а часть водителей уволилась. Как пояснили депутатам, часть крупной техники, например грейдеры, подрядная организация берет в аренду, и на ней «Глонасс» не установлен. Кроме того, при подготовке конкурсной документации городская администрация пыталась включить в нее такое требование, как оснащение системой «Глонасс», но антимонопольное ведомство с этим не согласилось и вычеркнуло, поскольку это противоречит конкуренции.
В рамках зимнего содержания автомобильных дорог в Тольятти осуществляется вывоз снега, который складируется на специальных площадках. Две из них расположены в Автозаводском районе на ул. Борковской, одна - в Центральном районе на ул. Васильевской, еще две - в Комсомольском районе на ул. У. Громовой и на Поволжском шоссе.
В первую очередь вывоз снега осуществляется с перекрестков, где снежные валы могут ухудшать видимость и препятствовать безопасному движению транспортных средств. Также снег вывозят с остановок общественного транспорта и с других социально значимых территорий. Всего за текущий зимний период было вывезено уже 45 259 кубометров снега. Депутат Владимир Бобров озаботился той площадкой для складирования снега, которая располагается недалеко от озера в Комсомольском районе. Своего пляжа у жителей Комсомольска нет, а это озеро они используют во время летнего отдыха. По его мнению, место складирования следует перенести в другое место. До заключения очередного контракта есть время, а значит, можно найти альтернативное место для складирования снега.
Отдельное внимание обратили на обработку дорог песко-соляной смесью. Всего израсходовали 42,4 тысячи тонн этой смеси. Но депутаты отметили, что смесь какая-то не такая, в ней больше глины, а не песка. И жители города на это жалуются. Но тут представители дорожного департамента развели руками: на смесь имеются сертификаты. Можно было бы использовать на автомагистралях химические реагенты, но они стоят в 10 раз дороже, чем песко-соляная смесь. В общем, городу не по карману.
Депутат Надежда Макарчук подняла важную проблему: существование бесхозных дорог. Одна такая - дублер по ул. Жукова. С 2016 года ее пытаются передать в муниципальную собственность, но воз и ныне там. Между тем дорога горожанами активно используется. Но ее, увы, не чистят.
Заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства Владимир Мамедов пояснил, что у городской администрации в этом случае действительно связаны руки. Таких участков дорог в городе примерно 20. Принять их в муниципальную собственность без соответствующих документов нельзя, обязать подрядчиков их чистить - тоже: это будет нецелевое расходование бюджетных средств. Проблему, безусловно, надо решать, это признают все.
Депутатов также заинтересовал вопрос, почему в большом Автозаводском районе в актах проверок замечаний по дорогам меньше, чем в Комсомольском. В Автозаводском, например, за 10 января было три замечания, а в Комсомольском -13. Но понятного ответа на заседании комиссии по городскому хозяйству не прозвучало. Депутаты решили устроить свой выездной контроль. И накануне заседания городской думы объехали вечером ряд дорог по ул. Фрунзе, Юбилейной, Баныкина, Мира, Громовой, Матросова, Гидротехнической и Железнодорожной. Побывали на Жигулевском море и в Федоровке. В 17:30 на данных улицах не была замечена ни одна единица техники! Теперь такие депутатские объезды собираются проводить и дальше.
Ольга Высотина