445021, г.о. Тольятти, Центральная площадь, 4,  тел.: (8482) 28-05-18; (8482) 28-01-07     Личный кабинет   Интернет-приёмная   RSS   Фотогалерея   Мобильная версия сайта         specversion.png   Версия для слабовидящих

Историческая справка

     История существования городского представительного органа местного самоуправления уходит своими корнями в 19 век. Основным законодательным документом, регулирующим в то время устройство городского общественного управления, считалась Грамота на права и выгоды городам Российской империи, изданная в 1785 г. Позже документ получил название «Жалованная грамота городам».

    st08.jpg Точкой отсчета становления и развития Думы  в нашем городе, тогда еще Ставрополе-на-Волге, принято считать 1846 год. В этом году было принято Городовое Положение, а также Положение об общественном управлении, регламентирующие основные аспекты организации жизнедеятельности на городской территории.

    Принцип городского самоуправления состоял в избрании его органов всем имущим населением города, несмотря на национальный, религиозный, социальный состав. Согласно Городовому положению от 1846 г., право избирательного голоса принадлежало всем городским обывателям при следующих условиях:     

  а) они должны были быть российскими подданными мужского пола;

   б) владеть установленным имущественным цензом и не иметь недоимок по городским сборам;

   в) быть в возрасте не менее 25 лет;

   г) проживать в городе не менее 2-х лет до выборов.

    Голосование осуществлялось по куриям  (разрядам) в соответствии с суммой уплачиваемого налога. Первая курия состояла из крупных собственников, вторая курия - из средних собственников, третья - из мелких. Каждая курия избирала ровно треть гласных в распорядительный орган - городскую Думу.

     Первым председателем Ставропольской городской Думы был избран Скалкин Петр Кузьмич, впоследствии возглавлявший Ставропольскую городскую Думу в течение пяти лет. В дальнейшем, председателями Думы становились: Яхонтов В.С., Фролов Д.Е., Климушин Н.А., Бесчастнов И.В., Пантелеев С.Т., Киселев С.А., Цезарев П.Г., Буланов Н.И., Войнатовский В.М. и др.

     Ставропольская городская Дума ведала вопросами санитарного состояния, торгового обслуживания, здравоохранения, образования, транспорта, благоустройства, управления и распоряжения городским имуществом и многими другими вопросами.

Архивные записи, отражающие деятельность Думы, ведутся с 1850 г., когда в Журнале заседаний Думы было отмечено принятие решения по реконструкции  первой Ставропольской градской больницы. Работы начались уже в следующем, 1851 г. Позже, в 1865 г. был рассмотрен и утвержден проект новой городской больницы. В 1854 г. строительные работы продолжились. Взамен сгоревшей тюрьмы был построен новый тюремный замок.  В 1860 г. Ставропольская Дума подала ходатайство и получила разрешение Правительствующего Сената об открытии в Ставрополе Благородного собрания.

     В 1870 г. утверждено Городовое Положение, на основании которого продолжила работу Ставропольская городская Дума.

    В компетенцию Ставропольской Думы входило владение и распоряжение городским имуществом, в т.ч. землями, зданиями (административными, торговыми и др.). В течение 1877 г. гласными Думы утверждались размеры арендной платы за городские лавки во время проведения ярмарки,  сдавались в аренду земельные участки под разведение промышленных садов, различных огородных культур. В этом году были приняты решения о строительстве новых лавок и переустройстве, ремонте имеющихся. По решению Думы комитету  по реставрации Троицкого собора, пострадавшего во время пожара,  из городской лесной дачи было отпущено 350 деревьев.

    Воинская повинность являлась для города другой, достаточно обременительной обязанностью и заключалась в расквартировании воинских частей и команд, продовольственном обеспечении военнослужащих. В частности, в 1877 г. решением Думы в Ставрополе было размещено 2300 солдат. Военным и ополченцам квартиры отвели в домах жителей, а офицерам выделили средства из городского бюджета для найма жилья.

     Помимо этого, ставропольское общество участвовало в сборе средств для армии, на которые закупалось оружие, снаряжались полевые лазареты. В 1877 г. за участие в сборе средств Государем Императором была вынесена благодарность.

     Для поддержания общественного порядка в связи с большим притоком ополченцев в Ставрополь было нанято 6 человек конных объездчиков.

     Серьезного внимания и заботы от городской Думы требовали санитарное состояние и благоустройство в городе. В обязательном постановлении 1879 г. ставропольская городская Дума требовала, чтобы «каждый домовладелец заботился об исправном содержании улицы». Иные решения 1879 г. касались преимущественно вопросов здравоохранения (утверждение Положения о народном здравии, заготовка дезинфекционных средств), образования (содержание  служебной квартиры ставропольского уездного училища), безопасности (утверждение обязательных для всех жителей  Ставрополя постановлений по Уставам строительному и пожарному, найм квартир для жандармов, присланных для прохождения постоянной службы в Ставрополь),

     В связи с выходом указа "Об отмене винного откупа и введении питейного акциза" горожанам была разрешена выдача свидетельств на открытие питейных домов и погребов. Годом позже Ставропольская Дума обратилась в Губернское по городским делам присутствие с ходатайством об ограничении  выдачи разрешений на открытие питейных заведений.  

В 1880 г. был поднят вопрос о контроле Ставропольской Думой деятельности Городской Управы. По письму гласных Ставропольской Думы Самарскому губернатору было принято решение о проведении ревизии деятельности Городской  Управы за последние несколько лет. Доложено  мнение Начальника Самарской Губернии  о том, что городская Дума два раза в  год должна утверждать городские росписи  и отчеты городской управы. В этом же году утверждена представленная Городской Управой роспись доходов и расходов Ставрополя на следующий год. В дальнейшем, отчеты Управы о проделанной работе всегда рассматривались в сентябре, а смета городских доходов и расходов - в ноябре.

Особой Канцелярией по кредитной части было выявлено нарушение в деятельности Ставропольского Городского Общественного Банка. Отдельные недочеты Самарским Губернским по городским делам присутствием были выявлены и в работе Ставропольской Думы.

     Решались вопросы, связанные с городской собственностью: по докладу гласного Юшанцева запрещена самовольная вырубка леса в городской лесной даче, назначены торги на продажу городского усадебного места, утвержден доклад о порядке пользования городскими и казёнными лугами.

     В этом же году Думой было принято решение  об открытии Народного двухклассного высшего училища, годом позже утвержденное Самарским губернатором.

     Строительные работы по распоряжению Думы были возобновлены в 1881 г. По согласованию с уездным воинским начальником было начато строительство  пороховых  погребов и утверждена смета реконструкции городской  пожарной части. В целях обеспечения пожарной безопасности были приобретены ручные огнегасители «Лудина».

    По решению Думы сдаются в аренду земельные участки под склад леса, торговые места и лавки при проведении  ярмарки. Для устройства кумысоделательного производства уездному врачу разрешено было пасти на городском выгоне кобылиц.

     Вопросы укрепления городской экономики, благоустройства города занимали доминирующее положение в работе городской Думы, но вместе с тем не были ей чужды и вопросы нравственности, милосердия. В 1881 г. среди прочих было принято решение об отпуске учащимся из несостоятельных семей бесплатных учебников.

     В 1883 г. Ставропольская Дума активно занималась вопросами строительства и реконструкции. Были приняты решения о строительстве в Ставрополе здания уездного казначейства, административных учреждений (улица Корпусная), общественной бани, Городского Дома (Общественного собрания), обустройстве постоялых дворов возле пароходных пристаней. Принято постановление о расчистке озер вокруг города.

     В своей деятельности гласные городской Думы находили время и возможность заниматься улучшением экологической обстановки в городе. Так, было издано обязательное постановление о мерах по защите окружающей среды от    вредных продуктов промышленного производства.

Ставропольская Дума обращалась к Начальнику Самарской Губернии с предложением по рассрочке  долга города в губернскую казну. Предложение было отклонено.

   Дума обращалась с предложением по облегчению финансового бремени города к вышестоящим органам и позднее, в 1886 г. Тогда гласные общим решением предложили губернскому начальнику освободить г. Ставрополь от расходов на жалованье городскому врачу. Ходатайство отклонили.

    В этом же году Ставропольская Дума отказывает отделению Самарского окружного суда в выделении помещения в здании ставропольских административных учреждений.

     В 1887 г. Дума утвердила  проект купца и гласного Борисова Н.С. об укреплении берега реки Воложки и приняла решение о начале работ. Бюджет профинансировал также страховку ставропольских соборов от огня, приобретение новых емкостей для городского водозабора. Одной из первоочередных задач городской Думы в области благоустройства было приведение в должный вид улиц и площадей. В частности, в 1887 г. по решению Думы было осуществлено мощение Посадской и Базарной улиц.

   Были выделены средства на ремонт Ставропольского городского  двухклассного училища.

Купцам  И.С. Борисову  и М.И. Киселеву было разрешено строить кожевенный завод и открыть трактир  в черте города.

    В целях противодействия распространению чумной эпизоотии была открыта бактериологическая лаборатория.

    Результативным для Ставропольской Думы стал 1894 г.

    Помимо решения многочисленных вопросов аренды городского имущества, Дума занималась и приобретением собственности. Так, у И.С. Борисова был приобретен в городскую собственность каменный курортный зал.

    Городская Дума стояла у истоков создания городской библиотеки, учрежденной в 1894 г. По решению Думы библиотеке было предоставлено помещение в здании городской Управы, разработаны Правила пользования библиотекой, в основу которых была положена платность обслуживания. Последнее сдерживало развитие библиотечного дела в городе, поэтому в городской Думе был поднят вопрос об открытии в городе бесплатной библиотеки. Почти год ушел на подготовительную работу и 30 июля 1895 г. ставропольская бесплатная библиотека была открыта. В дальнейшем городская Дума с помощью добровольных взносов купила для библиотеки специальный дом.

    image3.jpg На пристани было принято решение открыть полицейский пост.

Заботилась Дума и о культуре населения. В 1894 г. было принято решение проводить в казарменных  помещениях народные чтения.

Решались вопросы привилегий городских чиновников. В частности, был решен вопрос о предоставлении прав государственной службы должностным лицам городского общественного управления.

В 1904 г. было принято решение об устройстве и открытии кирпичных заводов. В целях открытия Высочайше разрешенной низшей ремесленной школы был разрешен краткосрочный займ у частного лица.

    Выделены средства из казны на постройку здания местной прогимназии, преобразованную позднее в 8-классную гимназию. Утвержден проект здания 2-го мужского приходского училища.

   В рамках социальной помощи для беднейших жителей г. Ставрополя Думой были учреждены 22 стипендии от Ставропольского городского общества имени Наследника. Также было принято решение об оказании помощи больным и раненым в ходе боевых действий в русско-японской войне военнослужащим, о финансовом обеспечении семей ее участников, содержании в учебных заведениях осиротевших детей офицерских и низших чинов, погибших  в ходе боевых действий.

    Много внимания уделялось устройству курортной местности. Ставропольчане уже тогда осознали ценность местных природных условий. Доказательство этому - объявление в 1904 г. дачной местности курортом, устройство на дачах по предложению почтово-телеграфной конторы почтового отделения, утверждение размера сбора с приезжающих в г. Ставрополь для лечения кумысом на летнее время. 

   В 1904 г. решено было предоставить права государственной службы городским врачам, фельдшерам, фармацевтам.

   Начало 20 века ознаменовалось новым витком развития государственного управления в России. В период с 1906 - 1908 гг. избирались депутаты в  I,II,III и IV Государственные Думы от Ставропольского уезда. Ими в различное время становились: крестьянин села Русская Борковка Петр Васильевич Шарков и крестьянин Алексей Федорович Аладьин; крестьянин Иван Дмитриевич Сухоруков и инспектор Дирекции народных училищ Василий Гаврилович Архангельский; смотритель Ставропольского уездного училища Сергей Осипович Лавров, Алексей Михайлович Наумов и Лентовский Владимир Иоаннович.

    В этот период времени в делах Думы на первое место вышли вопросы экологии, в том числе  проблема обезлесения территорий. Для ее решения была учреждена должность городского лесного объездчика для надзора за действиями лесной стражи и ведения и руководства в культурных работах по искусственному обсеменению и облесению площадей.

В 1912 г. в соответствии с решениями  Думы выделялись средства Ставропольской ремесленной школе (на приобретение двигателя), реальному училищу (на содержание),  Пензенской школе садоводства и огородничества (на выплату стипендий).

    В Ставропольской земской школе решено было открыть ремесленное отделение. Принято  решение  о постройке  здания  уездного земства, оборудовании двух метеорологических станций.

    Не обошла своим вниманием Дума и вопросы кинопоказа. Впервые в Ставрополе показал горожанам кино местный умелец Василий Иванович Берляев. В 1912 г. ему было выдано разрешение на открытие кинотеатра.

    1913 г. - год решения, в числе прочих, и важных экологических проблем. В этот период для развития казенного древесного питомника был  отведен участок в 5 десятин в Репьевском хуторе. Утвержден доклад об улучшении источников питьевой воды с предложением  о принятии расходов на гидротехнические  сооружения на счет городского бюджета.

    В этом же году в Ставрополе открывается параллельный класс Самарской фельдшерской школы.

    В 1914 г. значительное внимание уделяется вопросам образования (открытие краткосрочных педагогических курсов для учителей Ставропольского уезда,  учреждение фонда  открытия в Ставропольском уезде ремесленных школ, расширение  ставропольского высшего начального училища, возбуждение  ходатайства перед Министерством народного просвещения о ежегодном ассигновании на развитие внешкольного образования в Ставропольском уезде).

Решаются вопросы благоустройства. Выделены 2 тысячи рублей для ведения песчано-овражных работ в уезде, утвержден проект устройства телефонной сети и Временные правила пользования телефонными линиями, утверждена смета расходов на сооружение  подъездных путей к пристаням на Волге г. Ставрополь, с. Хрящевка, утвержден проект строительства уличного освещения вдоль дороги к градской больнице.

    Среди насущных проблем того времени также поставки хлеба для военных ведомств, борьба с эпидемиями.

    На протяжении  всего времени существования Ставропольской Думы горожане регулярно избирались на должности городского Головы (С.А Киселев, П.Г Цезарев и др.), городского секретаря (Юшанцев Н.С., Парфенов Ф.Н., Жировов, Григорьев, П.Г. Цезарев и др.), директора Ставропольского городского общественного банка (Ледомский, В.С. Сидоров, В.М. Нестеров, С.М. Головкин), товарища директора банка (Ф.М. Парфенов, Д.П. Ткачук, В.Я. Суровцев и др.).

Думой регулярно утверждались отчеты ревизионной комиссии о проверке деятельности Ставропольского городского общественного банка.

    В феврале 1917 г. ставропольские органы местного управления сложили свои полномочия. Был образован ряд комитетов и земств: Комитет народной власти, Комитет содействия Учредительному Собранию, Комитет защиты общественной безопасности, Земство и т.д.

>В январе 1918 г. был создан Совет крестьянских депутатов, в феврале 1918 г. - Совет рабочих депутатов. В марте того же года эти структуры были преобразованы в Уездный совет солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. Совет был призван выступать в качестве представительных органов государственной власти. Однако фактически действовали только исполкомы, которые зачастую подменяли собой выборные органы. На долгое время местное самоуправление было ликвидировано.

 

    ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД СОВЕТОВ…

0218333509.jpgОсновой для создания и дальнейшей деятельности Тольяттинской Городской Думы стали решения Тольяттинского городского Совета. Выборы в Совет состоялись в марте 1990 г. Председателем Совета был избран Антонов Игорь Германович, заместителем – Чикишев Леонид Владимирович.

     Окончательный состав (200 депутатов) сформировался спустя два месяца после выборов, к маю 1990 г. Из их числа по основным тематическим направлениям деятельности были образованы комиссии, среди них - по транспорту и связи, промышленности, земельная, мандатная комиссии и др.

   Основным рабочим органом Совета являлся Президиум, регулярно заседавший и решавший все основные вопросы. К компетенции Президиума, помимо решения основных вопросов, относилось и утверждение верхнего кадрового состава исполнительного органа власти: от начальников отделов до главы города.  Степень независимости Советов, таким образом, была достаточно велика.

    Тольяттинский городской Совет, заседая, как правило, раз в квартал, участвовал в принятии наиболее значимых решений (к примеру, утверждение бюджета).

К концу 1991 г. во всей стране (и Тольятти здесь не был исключением) начались проблемы с кворумом на заседаниях представительных органов. Верховный Совет РФ принимает решение об образовании на территории страны Малых Советов. В г. Тольятти Малый Совет был сформирован в ноябре 1991 г. в составе 22 человек. С образованием Малого Совета прекращает свое существование Президиум Совета. С тех пор все основные решения принимает Малый Совет, Тольяттинский городской Совет в полном составе собирается раз в год исключительно по вопросам утверждения бюджета.

    Акценты в деятельности Совета были расставлены в соответствии с теми изменениями, что происходили на тот момент в обществе и экономике. В частности, депутатами велась серьезная работа по нормативно-правовому регулированию процессов приватизации.

    11 октября 1990 г. в ведение городского Совета народных депутатов принята вся земля в пределах городской черты с осуществлением всех обязанностей, предусмотренных новым законодательством. 28 ноября  1990 г. принято решение о передаче гражданам в личную собственность жилищного фонда на территории г. Тольятти.

   Советом утверждаются программы в сфере приватизации имущества (программы приватизации муниципальных предприятий в г. Тольятти на 1992 и 1993  гг., Программа приватизации предприятий в г. Тольятти на 1992 г.), в соответствии с которыми в дальнейшей были разработаны планы приватизаций ТСУ «Теплоизоляция», АО «АвтоВАЗ», ТоТЭЦ, АО «Фосфор», ПО «Волгоцемммаш», СВПО «Трансформатор».

    В новых социально-экономических условиях на первый план выходят вопросы социальной поддержки населения. Депутатами разрабатываются и принимаются программы по социальной защите населения,  улучшению социально-экономического положения детей-инвалидов и их семей, утверждается механизм распределения среди незащищенных социальных слоев населения гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа и т.д.

За период с 17 мая 1990  по 18 октября 1993 гг. решениями Тольяттинского Городского Совета были образованы:

     фонд имущества государственной (коммунальной) собственности г. Тольятти;

валютный фонд г. Тольятти;

городской акционерный коммерческий банк социального развития по г. Тольятти с правами соучредителя на базе ликвидированных отделений государственных специализированных банков – Промстройбанка;

центр ортопедической помощи детям г. Тольятти;

самостоятельная газета городского Совета народных депутатов, позже получившая название «Площадь Свободы» и др.

    Большая заслуга в развитии представительной власти в городе Тольятти принадлежит первому председателю Малого Совета Антонову И.Г.,  Кубаркову А.Н., Жукову В.А., принявшим активное участие в разработке основополагающих городских документов.

На основании Указа Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г., Указа Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г. Советы народных депутатов всех уровней были ликвидированы. Малый Совет Тольяттинского Городского Совета прекратил свое существование к ноябрю 1994 г.

      ДУМА I СОЗЫВА…

3-a5.jpg 27 марта 1994 г. были проведены выборы в представительные органы местного самоуправления г. Тольятти, 5 июня 1994 г.  -  выборы Главы местного самоуправления и повторные выборы депутатов городской Думы I созыва. В качестве главы местного самоуправления был выбран  Жилкин С.Ф.

Срок полномочий Думы I созыва составил 2 года - с 1994 по 1996 гг.

По результатам выборов населением города было избрано 16 депутатов:

- Иглин Владимир Борисович   - округ №1

- Сычев Сергей Александрович – округ № 2

- Брусникин Александр Юрьевич – округ №3

- Казаков Александр Игоревич - округ № 4

- Алешкин Павел Дмитриевич – округ № 5

- Энс Виктор Борисович - округ № 6

- Багний Михаил Николаевич - округ № 7

- Горбачев Олег Семенович - округ  № 8

- Бавыкин Сергей Васильевич – округ № 9

- Мирошников Сергей Николаевич          - округ №10

- Сульдимиров Геннадий Кузьмич - округ № 11

- Поплавский Владимир Николаевич - округ №12

- Морозов Анатолий Тимофеевич - округ  № 13

- Дроботов Александр Николаевич          - округ № 14

- Степанов Анатолий Алексеевич - округ  №15

- Гройсман Виталий Александрович - округ № 16

     Председателем Думы был избран Дроботов Александр Николаевич.

     В составе Думы были сформированы комиссии, в т.ч. мандатная, бюджетно-экономическая комиссии, комиссии по градостроительству, экологии и землепользованию, социальной защите населения и др.

    За время работы Думой было рассмотрено около 300 вопросов – гораздо больше, чем Тольяттинским городским Советом. Во многом новый уровень работы Думы был обусловлен созданием аппарата Думы, отработка механизма работы которого пришлась на период деятельности Думы I созыва.  Прежде чем пройти процедуру утверждения, нормативные документы направлялись в юридический отдел и информационно-аналитический центр. Далее они рассматривались на соответствующей постоянной комиссии и только потом – на заседании Думы.

    Перед Думой первого созыва стояло много задач, среди которых были разработка и принятие основополагающих документов (Устава г. Тольятти, Положения о Тольяттинской Городской Думе, «О территориальном общественном самоуправлении в г. Тольятти», «Об основах местного самоуправления в г. Тольятти и его органах», «О гербе г. Тольятти», «О почетном гражданине г. Тольятти» и т.д.).

   Уникальную историю имеет разработка первого Устава г. Тольятти, поскольку осуществлялась депутатами совместно с  общественными организациями и партиями.

Важным направлением нормотворческой деятельности депутатов была разработка первых концепций, таких как  Концепция экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект), Концепция молодежной политики г. Тольятти. За период работы думы I созыва был утвержден первый Инвестиционный паспорт г. Тольятти.

В развитие принятых Думой первого созыва концепций были разработаны следующие целевые программы:

    В сфере экологии (Экологическая Программа г. Тольятти на 1996 г., Программа экологического образования  населения  г. Тольятти, комплексная Программа “Чистота в городе” на 1996-2000 гг.);

     В социальной сфере (Программа реализации молодежной политики, Программа мер по содействию занятости трудоспособного  населения г. Тольятти на 1995 г., Программа борьбы с преступностью в городе Тольятти на 1996-1997 гг.);

     В сфере транспорта (Программа развития  пассажирского транспорта  в г. Тольятти на 1995-1996 г.);

     В сфере экономики (Программа приватизации муниципальных предприятий г. Тольятти на 1995г. и т.д.);

     В сфере строительства (программа жилищного строительства в г. Тольятти на 1996-1997 гг.)

  В области бюджетной и налоговой политики происходило ежегодное утверждение бюджета города, принимались решения по освобождению предприятий от налогов в части средств, зачисляемых в бюджет города Тольятти. В этот период деятельности начинает формироваться нормативно-правовая основа образования и развития городских внебюджетных фондов (Положение о внебюджетном фонде развития муниципального хозяйства города Тольятти, Положение о Тольяттинском городском внебюджетном экологическом фонде и т.д.)

      ДУМА II СОЗЫВА…

   2-sozyv.jpg  Выборы в Тольяттинскую Городскую Думу второго созыва состоялись 1 декабря 1996 г. С этого времени представительный орган власти осуществляет свою деятельность на основании вступившего 1 сентября 1995 г. в силу Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  По результатам выборов в представительный орган города было избрано 17 депутатов:

- Сажин Виктор Васильевич - округ №1

- Александров   Юрий Анатольевич– округ № 2

- Степанов   Юрий Борисович– округ №3

- Борисов    Игорь Владимирович - округ № 4

- Кислов Василий Геннадьевич– округ № 5

- Брусникин   Александр Юрьевич - округ № 6

- Алешкин Павел Дмитриевич - округ № 7

- Липатников Евгений Николаевич- округ  № 8

- Москвин   Виталий Алексеевич– округ № 9

- Ягутян Владимир Радикович (позднее Булгаков Петр Николаевич) - округ №10

- Поплавский Владимир Николаевич- округ № 11

-Кубарков Алексей Николаевич – округ № 12

- Зыков Юрий Дмитриевич- округ  № 13

-Дроботов Александр николавич – округ № 14

- Денисов Александр Васильевич- округ  №15

- Ивонинский Федор Александрович- округ № 16

- Гройсман Виталий Александрович - округ N 17

     Председателем Думы II созыва избран Дроботов Александр Николаевич, его заместителем  - Кубарков Александр Николаевич.

Для рассмотрения вопросов депутатами были образованы 9 комиссий, в т.ч.:

Мандатная комиссия;

Бюджетно-экономическая комиссия;

Комиссия по градостроительству, экологии и земельным отношениям;

Комиссия по социальной политике;

Комиссия по законности и общественной безопасности;

Комиссия по молодежной политике;

Контрольная комиссия;

Комиссия по развитию потребительского рынка и предпринимательства;

Комиссия по вопросам муниципального транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

     Новым в организации работы депутатов II созыва явилось образование рабочих групп и проведение по отдельным вопросам депутатских слушаний.

   Большое внимание уделяется проработке блока документов, регламентирующих деятельность органов власти. За время деятельности Думы II созыва было принято Положение «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Тольятти» (решение Тольяттинской городской Думы от 16.07.1997 № 130), «О порядке осуществления контрольной деятельности Тольяттинской Городской Думы» (решение Тольяттинской городской Думы от 08.10.1997 № 155), «О порядке выражения недоверия Тольяттинской городской Думе» (решение Тольяттинской городской Думы от 21.01.1998 № 211).

    В этот период значительно повышается интерес к стратегическому планированию муниципальных образований как средству объединения усилий органов власти, частного и общественного секторов, всего населения для достижения определенных совместно выработанных целей. Так, в 1999 г. была разработана и утверждена Концепция комплексного социально-экономического развития  города Тольятти, определившая  приоритетные направления развития в сфере экономической, социальной, экологической политики, политики в сфере градостроительства, ЖКХ, транспорта и связи и др.

   Значительная работа была проведена в социальной сфере. Городская Дума утвердила более десяти программ социальной направленности в сфере развития культуры, физической культуры и спорта, дошкольного, общего среднего и дополнительного образования, занятости, молодежной политики. Отдельное внимание было обращено на необходимость работы с социально-незащищенными слоями населения. В числе прочих была утверждены: Программа    социальной поддержки населения города на 1997 год за счет местного бюджета, городская комплексная Программа «Реабилитация детей с аномалиями».

    Одной из серьезных задач органов местного самоуправления стало противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Тольяттинской Городской Думой в октябре 1997 г. принята Комплексная программа мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в г. Тольятти на 1997-2000 гг.

     Важное место среди городских приоритетов занимали решения по вопросам транспорта, в связи с чем была утверждена Программа реконструкции и развития магистральной улично-дорожной сети г. Тольятти. Проектные предложения предусматривали решение таких задач, как укрепление и развитие общегородской сети транспортных связей, реконструкцию и развитие внутрирайонных магистральных улиц, развитие обходных направлений для отвода основных потоков грузового автотранспорта, развитие магистралей в районах нового жилищного строительства, предусмотренного Генеральным планом.

     В городе начинает формироваться сектор малого бизнеса, нуждающийся в поддержке властных структур. С 1996 по 2000 гг. Думой были утверждены программы поддержки и развития малого предпринимательства города Тольятти.

    В целях содействия обеспечению населения жильем Дума утверждает Программу  жилищного строительства в г. Тольятти  на 1999-2001 гг. Для достижения поставленных целей Программой предусматривалось создание нормативно-правовой базы в области строительства жилья в городе,  внедрение современных энергосберегающих и экономичных технологий в жилищном строительстве, разработка  необходимой градостроительной документации, обеспечивающей дальнейшее развитие города и т.д.

    Деятельность Думы второго созыва осуществлялась в сложной социально-экономической обстановке (падение объемов производства, рост безработицы, социальная напряженность). В этих условиях городской Думе приходилось сочетать нормотворческую работу с оперативным реагированием на городские проблемы. Решением от 10 сентября 1998 г. N 370 депутаты приняли Программу первоочередных действий органов местного самоуправления в условиях сложившейся социально-экономической и финансовой ситуации в стране и в г. Тольятти.

      ДУМА III СОЗЫВА…

 3-sozyv.jpgК реализации своих полномочий Тольяттинская Городская Дума III созыва приступила в июле 2000 г. (выборы состоялись 2 июля 2000 г.). В состав Думы вошли 17 депутатов:

- Карманников Николай Владимирович - округ № 1

- Иванов Валерий Евгеньевич - округ № 2

- Пугачев Олег Валентинович - округ № 3

- Кузьмичева Екатерина Ивановна           - округ № 4

- Ясинский Александр Ибрагимович – округ № 5

- Пугач Александр Алексеевич - округ № 6

- Таратынов Александр Михайлович - округ № 7

- Ерополов Василий Петрович - округ № 8

- Андреев Сергей Игоревич           - округ № 9

- Булгаков Петр Николаевич - округ № 10

- Зоркальцев Борис Павлович - округ № 11

- Гринблат Борислав Ефимович - округ № 12

- Поплавский Владимир Николаевич - округ № 13

- Дроботов Александр Николаевич - округ № 14

- Денисов Александр Васильевич - округ № 15

- Груднев Сергей Васильевич - округ № 16

- Гройсман Виталий Александрович - округ № 17

В составе Думы были сформированы следующие постоянные комиссии:

Мандатная комиссия;

Комиссия по экономической политике, бюджету и муниципальной собственности;

Комиссия по градостроительству, экологии и земельным отношениям;

Комиссия по городскому хозяйству;

Комиссия по социальной политике;

Комиссия по контролю и правопорядку;

Комиссия по местному самоуправлению;

Комиссия по молодежной политике.

Председателем Думы вновь был избран Дроботов А.Н., заместителем - Ясинский Александр Ибрагимович.

     Распоряжением председателя городской Думы  был создан совещательный рабочий орган - Совет Тольяттинской городской Думы и утвержден его состав.

     Характеризуя нормотворческую деятельность Думы третьего созыва, можно отметить следующее.

    На пике актуальности продолжает оставаться вопрос, связанный с безработицей. Для  решения проблем рынка труда Дума  принимает ряд программ в сфере занятости: Программа мер по содействию занятости трудоспособного населения г. Тольятти на 2001-2003 гг., в т.ч. подпрограмма организации общественных работ на 2003 и 2004 гг., подпрограмма организации временных работ для несовершеннолетних граждан на 2003 г., Программа организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан на 2004 г., Программа организации общественных работ на 2004 год.

    В целях решения проблемы улучшения жилищных условий льготных категорий граждан, а также работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий была разработана и утверждена Программа улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002-2011 гг. (утв. Постановлением Тольяттинской городской Думы № 361 от 23.01.2002 г. с изменениями и дополнениями от 6.10.2004). Программа, в частности,  направлена на преодоление ряда негативных факторов экономического и социального характера, препятствующих широкому распространению практики приобретения жилья гражданами со средними и низкими доходами с использованием механизма ипотеки.

    Продолжается начатая в 1999 г. деятельность в сфере развития туристической отрасли. На развитие перспективных видов туризма, формирование объектов и процессов, привлекательных для туристов, улучшение имиджа города, популяризацию его туристических возможностей направлены мероприятия Программы развития туризма в г. Тольятти на 2002 г.

    Для достижения реальной экономии энергоресурсов в соответствии с Федеральным Законом «Об энергосбережении» была принята Программа энергосбережения в г. Тольятти на 2001-2005 гг.

   В период деятельности депутатов Думы III созыва начинается первый этап работы по реформированию жилищно-коммунального комплекса. 15 января 2003 г. была принята Программа реформирования жилищно-коммунального комплекса г. Тольятти на 2003-2010 гг. В качестве основных задач первого этапа реформирования выступили формирование нормативной правовой базы по реформированию жилищно-коммунального комплекса, реорганизация его структуры управления, создание условий для функционирования  управляющих компаний, тарификация отрасли и т.д.

     Депутатами активно решались задачи поддержания функционирования городского хозяйства – капитальный ремонт магистральной улично-дорожной сети, капитальный ремонт, модернизация и диспетчеризация лифтового хозяйства муниципального жилого фонда, реконструкция и реабилитация жилых домов массовых серий г. Тольятти и др.

    Были разработаны и утверждены очередные программы по приватизации муниципального имущества, развитию потребительского рынка и др.

    В целях поддержания и развития социальной сферы из бюджета города выделяются средства на поддержку физической культуры и спорта (программа развития физической культуры и спорта г. Тольятти на 2001-2005 гг.), молодежную политику (Программа «Молодежь Тольятти» на 2001 г.).

    Думой III созыва был утвержден ряд концепций, среди которых Концепция развития потребительского рынка товаров и услуг г. Тольятти на 2003-2008 гг.,  Концепция общегородского праздничного мероприятия в г. Тольятти, Концепция формирования единого информационного пространства г. Тольятти. 

   В 2003 г. Думой был рассмотрен ряд вопросов, связанных с представлением дополнительных платных услуг муниципальными учреждениями: Положение о предоставлении дополнительных платных услуг муниципальными учреждениями социальной поддержки населения г. Тольятти, Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями г. Тольятти и т.д.

      ДУМА IV СОЗЫВА…

4-sozyv.jpg

В соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» состав депутатов удвоился. По результатам выборов в представительный орган местного самоуправления по одномандатным округам сроком на 4 года было избрано 35 депутатов. Выборы депутатов проходили в два этапа: 15 августа и 19 декабря 2004 г. К реализации своих полномочий Тольяттинская Городская Дума IV созыва приступила в январе 2005 г.

Список депутатов Думы IV созыва:

- Мокрушин Александр Петрович - округ № 1

- Уразов Юрий Иванович - округ № 2

- Носорев Михаил Николаевич - округ № 3

- Жуков Дмитрий Анатольевич - округ № 7

- Кокшин Валерий Петрович - округ № 8

- Савенков Дмитрий Леонидович - округ № 9

- Полицемако Дмитрий Владимирович - округ № 10

- Поляков Олег Сергеевич - округ № 11

- Маряхин Михаил Иванович - округ № 12

- Родионов Валерий Викторович - округ № 13

- Попов Виктор Иванович - округ № 14

- Болканскова Нина Егоровна - округ № 15

- Мельников Анатолий Анисимович - округ № 16

- Анташев Сергей Александрович - округ № 17

- Кулагин Олег Юрьевич - округ № 18

- Булгаков Петр Николаевич - округ №20

- Агафонов Владимир Александрович - округ № 21

- Помещиков Александр Юрьевич - округ № 22

- Гринблат Борислав Ефимович - округ № 23

- Скотневский Борис Абрамович - округ № 24

- Дружинин Александр Алексеевич - округ № 25

- Антошин Олег Александрович - округ № 26

- Дуцев Владимир Иванович - округ № 27

- Дроботов Александр Николаевич - округ № 28

- Кобец Александр Николаевич - округ № 29

- Бузинный Алексей Юрьевич - округ № 30

- Денисов Александр Васильевич - округ № 31

- Довгомеля Александр Иванович - округ № 32

- Ивонинский Федор Александрович - округ № 33

- Шаньков Дмитрий Павлович - округ №34

- Максимович Олег Николаевич - округ № 35

Председателем Думы городского округа Тольятти избран Дроботов Александр Николаевич. Заместителями председателя - депутаты Андреев Сергей Игоревич и Дуцев Владимир Иванович.

      В результате выборов в Самарскую Губернскую Думу 11 марта 2007 года из состава Думы городского округа Тольятти вышли трое депутатов – Андреев С.И., Яркин В.В., Першин А.А., 2 декабря 2007 года депутат Кузьмичёва Е.И. была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ V созыва.

      Впервые за время работы Думы были образованы депутатские объединения («Единая Россия», «Декабрь», «Центр»)

      В Думе городского округа Тольятти IV созыва было образовано 11 постоянных комиссий, в т. ч.:

· мандатная комиссия;

· по бюджетной, финансовой и налоговой политике;

· по экономической политике, планированию и инвестициям;

· по муниципальному имуществу и приватизации;

· по городскому хозяйству;

· по градостроительству и землепользованию;

· по образованию, социальной политике и здравоохранению;

· по молодежной политике, культуре, физической культуре и спорту;

· по местному самоуправлению;

· по контролю и общественной безопасности;

· по предпринимательству, промышленной политике и экологии.

        Комиссиями было проведено около 600 заседаний, где рассмотрено почти 2000 вопросов. Наиболее активную деятельность вели комиссия по местному самоуправлению (70 заседаний и 258 рассмотренных вопросов), по муниципальному имуществу и приватизации (67 заседаний и 215 вопросов), а также комиссия по бюджетной финансовой и налоговой политике и комиссия по городскому хозяйству, каждая из которых провела более 60 заседаний и рассмотрела более 170 вопросов.

        С января 2005 года по декабрь 2008 года было проведено порядка 100 заседаний, на которых депутатами рассмотрено более 1000 вопросов. Специалистами аппарата подготовлено более 1000 экспертных заключений, а также около 300 справок, проектов писем, запросов, ответов на запросы всевозможных инстанций.

        Итоги нормотворческой деятельности Думы IV созыва.

        За время работы депутатов Думы был утвержден ряд муниципальных правовых актов, регулирующих важнейшие аспекты деятельности, как органов власти, так и городского сообщества: 1)Устав и Регламент Думы городского округа Тольятти;

2) Бюджеты городского округа Тольятти на 2006, 2007, 2008, 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов;

3) планово-прогнозные документы городского округа Тольятти (планы развития муниципального сектора экономики г.Тольятти на 2005, 2006, 2007 годы; прогнозы социально-экономического развития г.о.Тольятти на 2006, 2007 годы; предварительные итоги социально-экономического развития г.о.Тольятти за 2005, 2006, 2007 годы);

4) Городские целевые программы (было утверждено 7 целевых программ): а)Программа переселения граждан г. Тольятти из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 гг; б) Программа обеспечения доступности городской среды жизнедеятельности и сохранения ранее достигнутого уровня жизни для отдельных категорий населения г.Тольятти на 2005 год; в) Программы «Молодежь Тольятти» на 2006, 2007 и 2008 годы; г) Программа развития культуры г.о. Тольятти на 2006 год; д) Программа развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории г.о. Тольятти на 2006-2008 гг.;

5) Положения в части земельно-имущественных отношений, в части организации депутатской деятельности, в части создания условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления и в части муниципального управления территорией в целом.

        О ДУМЕ V СОЗЫВА…

     С марта 2009 года к осуществлению своих полномочий приступила Дума городского округа Тольятти V созыва. Дума сформирована с учетом нового порядка избрания депутатов - с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

    Состав Думы V созыва состоял из 35 депутатов, в том числе 17 депутатов избраны по одномандатным округам, 18 – по единому избирательному округу:

- Шендяпин Валентин Григорьевич - одномандатный избирательный округ №1

- Носорев Михаил Николаевич - одномандатный избирательный округ № 2

- Жеребцов Сергей Владимирович - одномандатный избирательный округ №3

- Маряхин Михаил Иванович - одномандатный избирательный округ № 4

- Родионов Валерий Викторович - одномандатный избирательный округ № 5

- Поляков Олег Сергеевич - одномандатный избирательный округ № 6

- Попов Виктор Иванович - одномандатный избирательный округ № 7

- Колмыков Сергей Николаевич - одномандатный избирательный округ № 8

- Анташев Сергей Александрович - одномандатный избирательный округ № 9

- Болканскова Нина Егоровна - одномандатный избирательный округ № 10

- Гринблат Борислав Ефимович - одномандатный избирательный округ № 11

- Дружинин Александр Алексеевич - одномандатный избирательный округ № 12

- Дуцев Владимир Иванович - одномандатный избирательный округ № 13

- Рудуш Валерий Эдгарович - одномандатный избирательный округ № 14

- Бузинный Алексей Юрьевич - одномандатный избирательный округ № 15

- Ивонинский Федор Александрович - одномандатный избирательный округ № 16

- Довгомеля Александр Иванович - одномандатный избирательный округ № 17

- Альшин Алексей Владимирович- единый избирательный округ

- Васильев Максим Николаевич- единый избирательный округ

- Гончаров Артем Валериевич- единый избирательный округ

- Денисов Александр Васильевич- единый избирательный округ

- Жуков Владимир Анатольевич- единый избирательный округ

- Жукова Наталия Викторовна- единый избирательный округ

- Зверев Алексей Иванович- единый избирательный округ

- Зырянов Павел Ефимович- единый избирательный округ

- Кулагин Олег Юрьевич- единый избирательный округ

- Лёксин Николай Евгеньевич- единый избирательный округ

- Подоляко Татьяна Николаевна- единый избирательный округ

- Волков Алексей Степанович- единый избирательный округ

- Попов Виктор Михайлович- единый избирательный округ

- Соколова Светлана Михайловна- единый избирательный округ

- Серафимов Андрей Николаевич- единый избирательный округ

- Хмельницкая Наталья Викторовна- единый избирательный округ

- Чубаркин Артур Владимирович- единый избирательный округ

- Филатов Степан Николаевич- единый избирательный округ

        Возглавил Думу Пахоменко Алексей Владимирович. Заместителями председателя Думы избраны Кулагин Олег Юрьевич и Дуцев Владимир Иванович. 

       С июня 2010 года председателем Думы городского округа Тольятти избран Зверев Алексей Иванович. Заместителем председателя Думы с декабря 2011 года избран Денисов Александр Васильевич. С сентября 2012 года  Денисов Александр Васильевич избран председателем Думы городского округа Тольятти.        

         В связи с досрочным прекращением полномочий депутата городского округа Тольятти V созыва Пахоменко Алексея Владимировича, депутатом по единому избирательному округу избран Васильев Максим Николаевич (решение Думы № 291 от 19.05.2010г.).
        23 января 2010 года скончался депутат думы г.о. Тольятти, член фракции «КПРФ» Владимир Николаевич Поплавский, в связи с этим депутатом по единому избирательному округу избран Волков Алексей Степанович (решение Думы № 458 от 02.02.2011г.).
        Решением Думы № 596 от 06.07.2011г. признаны полномочия депутата по единому избирательному округу Бокк Владимира Владимировича, выдвинутого местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Зырянова Павла Ефимовича.

         В Думе образовано 5 постоянных комиссий:

- по бюджету и экономической политике;

- по социальной политике;

- по городскому хозяйству;

- по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию;

- по местному самоуправлению и общественной безопасности.

   Комиссиями было проведено 456 заседаний, где рассмотрено 2394 вопроса:

- по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию проведено 100 заседаний, рассмотрено 622 вопроса;

- по социальной политике проведено 83 заседания, рассмотрено 548 вопросов;

- по местному самоуправлению и общественной безопасности проведено 98 заседаний, рассмотрено 442 вопроса;

- по бюджету и экономической политике проведено 93 заседания, рассмотрено 398 вопросов;

- по городскому хозяйству проведено 82 заседания, рассмотрено 384 вопроса.

С марта 2009 года по сентябрь 2013 года было проведено 91 заседание Думы, на которых депутатами рассмотрено 1388 вопросов. Специалистами аппарата Думы подготовлено свыше 1800 экспертных заключений, а также более 1100 справок, проектов писем, запросов, ответов на запросы всевозможных инстанций.

Итоги нормотворческой деятельности Думы V созыва.

За время работы депутатов Думы был утвержден ряд муниципальных правовых актов, регулирующих важнейшие аспекты деятельности, как органов власти, так и городского сообщества:

1) Бюджеты городского округа Тольятти на 2010, 2011, 2012, 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов;

2) внесены изменения в Устав городского округа Тольятти, Регламент Думы городского округа Тольятти и Положение о бюджетном процессе в городском округе Тольятти;

3) разработана система документов планирования по вопросам стратегического планирования и социально-экономического развития городского округа Тольятти,  утвержден Стратегический план развития городского округа  Тольятти до 2020 года,  Программа комплексного социально-экономического развития городского округа на 2010-2014 годы, исполнение которых позволит улучшить не только экономическую, но также и социальную,   демографическую ситуацию в городе. Приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования, рассмотрения, утверждения и контроля за документами планирования. Намечен план действий  по вводу системы управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти;

4) планово-прогнозные документы городского округа Тольятти (планы развития муниципального сектора экономики г. Тольятти на 2011 год, на 2012  год; Думой одобрен,  утвержденный мэром, план развития муниципального сектора экономики на 2013 год; приняты к сведению прогнозы социально-экономического развития г.о. Тольятти на 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годы; приняты к сведению предварительные итоги социально-экономического  развития Тольятти);

5) создан Муниципальный дорожный фонд;

6) Городские целевые программы (было утверждено 3 целевых программ): а) программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Тольятти на период до 2015 года; б) ежегодно Думой утверждалась программа приватизации муниципального имущества программа городского округа Тольятти; в) программа комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2014 годы.

       О ДУМЕ VI СОЗЫВА…          

 

         С сентября 2013 года к осуществлению своих полномочий приступила Дума городского округа Тольятти VI созыва.

        Впервые за всю историю Думы на первом заседании присутствовал губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

        В состав Думы VI созыва вошли 35 депутатов, в том числе 17 депутатов по одномандатным округам, 18 депутатов  по единому избирательному округу:

Шендяпин Валентин Григорьевич - одномандатный избирательный округ № 1

Носорев Михаил Николаевич         - одномандатный избирательный округ № 2

Жеребцов Сергей Владимирович   - одномандатный избирательный округ № 3

Пономарев Сергей Юрьевич           - одномандатный избирательный округ № 4

Сазонова Елена Анатольевна          - одномандатный избирательный округ № 5

Бокк Владимир Владимирович       - одномандатный избирательный округ № 6

Остудин Николай Иванович           - одномандатный избирательный округ № 7

Колмыков Сергей Николаевич       - одномандатный избирательный округ № 8

Альшин Алексей Владимирович    - одномандатный избирательный округ № 9

Болканскова Нина Егоровна           - одномандатный избирательный округ № 10

Гринблат Борислав Ефимович        - одномандатный избирательный округ № 11

Туманов Сергей Александрович    - одномандатный избирательный округ № 12

Бобров Владимир Петрович           - одномандатный избирательный округ № 13

Рудуш Валерий Эдгардович           - одномандатный избирательный округ № 14

Денисов Александр Васильевич    - одномандатный избирательный округ № 15

Васильев Максим Николаевич      - одномандатный избирательный округ № 16

Щербаков Виктор Иванович          - одномандатный избирательный округ № 17

Михалев Сергей Михайлович        - единый избирательный округ

Жукова Наталия Викторовна         - единый избирательный округ

Чеботарев Станислав Алексеевич - единый избирательный округ

Попов Максим Александрович      - единый избирательный округ

Кирасиров Рауф Кязымович          - единый избирательный округ

Родионов Александр Геннадиевич  - единый избирательный округ

Кузнецов Константин Анатольевич - единый избирательный округ

Анисимов Артем Николаевич       - единый избирательный округ

Микель Дмитрий Борисович         - единый избирательный округ

Сафронова Ирина Ивановна         - единый избирательный округ

Сакеев Евгений Петрович             - единый избирательный округ

Степанов Алексей Анатольевич   - единый избирательный округ

Гусейнов Максим Николаевич     - единый избирательный округ

Егоров Сергей Владимирович      - единый избирательный округ

Краснов Алексей Геннадьевич     - единый избирательный округ

Руднева Лариса Юрьевна              - единый избирательный округ

Сазонов Алексей Анатольевич     - единый избирательный округ

Михайлов Сергей Анатольевич   - единый избирательный округ

        Возглавил Думу депутат по единому избирательному округу Микель Дмитрий Борисович. Заместителями председателя Думы избраны депутат по одномандатному избирательному округу № 15 Денисов Александр Васильевич и депутат по одномандатному избирательному округу № 7 Остудин Николай Иванович.

В Думе образовано 6 постоянных комиссий:

- по бюджету и экономической политике (председатель - Колмыков Сергей Николаевич, заместители председателя -  Чеботарев Станислав Алексеевич и  Михайлов Сергей Анатольевич, члены комиссии - Бокк Владимир Владимирович,   Шендяпин Валентин Григорьевич,  Микель Дмитрий Борисович  и Кирасиров Рауф Кязымович);

- по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию (председатель - Гринблат Борислав Ефимович, заместители председателя - Жеребцов Сергей Владимирович   и Сазонов Алексей Анатольевич, члены комиссии - Остудин Николай Иванович, Туманов Сергей Александрович, Щербаков Виктор Иванович и  Попов Максим Александрович);

- по местному самоуправлению и взаимодействию с общественными и некоммерческими организациями (председатель - Болканскова Нина Егоровна, заместители председателя -  Егоров Сергей Владимирович и  Сазонова Елена Анатольевна, члены комиссии - Носорев Михаил Николаевич, Михалев Сергей Михайлович, Кузнецов Константин Анатольевич и Васильев Максим Николаевич);

- по социальной политике (председатель - Родионов Александр Геннадиевич, заместители председателя - Краснов Алексей Геннадьевич, Анисимов Артем Николаевич и Рудуш Валерий Эдгардович, члены комиссии - Сафронова Ирина Ивановна,  Сакеев Евгений Петрович и Степанов Алексей Анатольевич);

-  по городскому хозяйству (председатель - Альшин Алексей Владимирович, заместители председателя - Руднева Лариса Юрьевна и Бобров Владимир Петрович,  члены комиссии - Гусейнов Максим Николаевич, Жукова Наталия Викторовна,  Пономарев Сергей Юрьевич и Денисов Александр Васильевич;

- по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики (председатель - Кузнецов Константин Анатольевич, заместитель - Носорев Михаил Николаевич, члены комиссии - Альшин Алексей Владимирович, Болканскова Нина Егоровна, Гринблат Борислав Ефимович, Колмыков Сергей Николаевич и Родионов Александр Геннадиевич).

 


Полезные ресурсы