445021, г.о. Тольятти, Центральная площадь, 4,  тел.: (8482) 28-05-18; (8482) 40-15-66; (8482) 28-13-63Личный кабинет   Интернет-приёмная   RSS   Фотогалерея   Мобильная версия сайта         specversion.png   Версия для слабовидящих
Будущие Zaщитники ОтечестVа

Последовательно и принципиально

05.12.2012

«Площадь свободы» № 226 (5379) от 5 декабря 2012 года

Депутаты ТГД проголосуют за эффективность КСП и возможность предварительно выражать свою позицию по важным вопросам.

В ближайшее время городская дума Тольятти должна рассмотреть сразу два вопроса, положительное решение которых носит для местного представительного органа принципиальный характер. Во-первых, народные избранники еще раз обсудят ситуацию со статусом контрольно-счетной палаты. Напомним, для усиления полномочий контрольного органа депутаты единогласно утвердили Положение о КСП, где палата фигурирует не как структурное подразделение думы, а как самостоятельный орган муниципального финансового контроля, не являющийся юрлицом. Для того чтобы КСП стала обособленным органом местного самоуправления, наряду с думой, мэрией и мэром, требуется внести изменения в Устав г.о. Тольятти. Публичные слушания по этому вопросу уже прошли, и дума выносила на них проект, определяющий КСП как раз как самостоятельный орган.

- Федеральный закон № 6-ФЗ дает новые полномочия контрольно-счетному органу, - объясняет необходимость наделения КСП статусом органа местного самоуправления руководитель аппарата ТГД Дмитрий Микель. – Но пока палата находится в структуре думы, она не обладает теми полномочиями, которыми обладает самостоятельный орган. В частности, у КСП сейчас нет такой функции как анализ и экспертиза всех нормативно-правовых актов мэра, которые, так или иначе, влияют на бюджет. А это практически все документы, которые издает мэр. Это очень существенный рычаг, существенный фильтр, которым законодатель наделят контрольный орган. Плюс проверки всех бюджетополучателей, главных распорядителей бюджетных средств. Все это – очень сильные контрольные функции, игнорировать которые нельзя.

Очевидно, что вносить изменения в Устав г.о. Тольятти надо. И чем быстрее, тем лучше. Почему же решение не принято? Дело в том, что у мэрии и думы разные взгляды на обособление КСП. В мэрии считают, что в обновленном виде палата должна быть наделена статусом юридического лица. Но гордума выносила на публичные слушания проект, где образование юрлица для КСП не требуется. Позиция народных избранников понятна и последовательна.

Прежде всего, образование юрлица повлечет увеличение штатной численности КСП, поскольку палате придется самостоятельно осуществлять организационное и материально-техническое обеспечение своей деятельности. Но новые сотрудники – это дополнительные расходы муниципальной казны, которые недопустимы при столь напряженном городском бюджете. Также в ТГД указывают на рекомендации областного парламента, где уже высказали позицию по деятельности контрольно-счетных органов региона и считают, что придавать им статус юридических лиц нецелесообразно. Предпочтительнее, если отвечать за финансовое обеспечение КСП будет орган представительной власти муниципального образования. В нашем случае – городская дума, которая будет нести ответственность за исполнение бюджетной сметы по финансированию КСП. Наконец, тольяттинские депутаты опасаются, что палата, будучи юрлицом, рискует попасть в зависимость от чиновников. Дело в том, что финансирование КСП в этом случае будет осуществляться именно мэрией. А это может стать существенным рычагом влияния исполнительной власти на орган муниципального финансового контроля. Как итог, под сомнением окажется сам принцип независимой работы КСП.

Все эти доводы неоднократно озвучивались представителями думского большинства, которые надеются: их коллеги из других фракций примут взвешенное, а главное - последовательное решение и проголосуют за предложенный думой проект внесения изменений в Устав г.о. Тольятти также же единодушно, как ранее поддержали Положение о КСП. В противном случае, скорее всего, можно будет говорить о наличии некоего влияния на отдельных парламентариев извне и о том, что интересы думы для них играют отнюдь не основополагающую роль.

Другая важная тема предстоящего заседания - преодоление вето мэра по вопросу внесения изменений в регламент ТГД. Поясним, 14 ноября депутаты скорректировали документ так, чтобы у них появилась возможность предварительно выражать собственное мнение по тем или иным вопросам. Дело в том, что подавляющее большинство депутатов трудятся в думе не на постоянной основе и в силу занятости на основных рабочих местах вынуждены порой пропускать заседания. А нехватка голосов нередко мешает думе оперативно принимать решения по ключевым вопросам, от которых зависит жизнь города и горожан. Больше всего это заметно по фракции «Единая Россия», ряды которой после прошлогодних декабрьских выборов в областной парламент поредели. Меж тем, с приходом нового мэра дума наладила более конструктивную работу с исполнительной властью. И этому во многом способствуют именно «единоросы», готовые проявлять высокую гибкость в отношениях с мэрией и искать компромиссные решения, если они напрямую влияют на развитие города. Яркий пример – оперативное принятие бюджета Тольятти на 2013 год. Именно голоса думского большинства позволили утвердить документ сразу в двух чтениях. А если бы кто-то из членов фракции «Единая Россия» отсутствовал в зале заседаний? Не исключено, что решение по бюджету осталось бы не принятым, и город лишился бы возможности продолжить работу по привлечению средств из вышестоящей казны.

Для того чтобы исключить подобные «инциденты» в принципе, депутаты и предусмотрели в регламенте думы возможность предварительного выражения позиции по тому или иному вопросу.

- Всего трое депутатов работают в думе на постоянной основе, остальные по роду своей основной деятельности в дни заседаний могут находиться в служебных командировках, да и больничные листы никто не отменял, - говорит спикер ТГД Александр Денисов. – Безусловно, мы не ведем речь о том, что депутат может совсем не ходить в думу. Но почему, находясь в официальной командировке или на больничном, он не может выразить свою позицию по тому или иному вопросу письменно на собственном бланке? В конце концов, его избирали в думу жители города, и именно их интересы он представляет в парламенте, в том числе, участвуя в голосовании по вопросам повестки. К тому же, практика предварительного выражения позиции депутатов уже опробована и используется в Самарской губернской думе, а также в Сызрани и Чапаевске. Претензий к этой системе нет.

Инициатива народных избранников логична, но мэр, тем не менее, отказался подписывать соответствующее решение думы, наложив на него свое вето. Таким образом, Сергей Андреев, по сути, вмешался во внутренний порядок работы представительного органа. Ведь Дума - это самостоятельный орган местного самоуправления, исключительные полномочия которого заключатся в контроле над деятельностью исполнительного органа. А порядок деятельности самой думы в компетенцию мэра не входит. Такая постановка вопроса, по мнению народных избранников, может в дальнейшем сломать налаженный механизм конструктивной и оперативной работы исполнительной и представительной власти. Неудивительно, что вчера на профильной комиссии депутаты приняли решение о преодолении вето мэра, рекомендовав тем самым поддержать эту позицию и на заседании думы.

Иван Дмитриев


Дата изменения: 05.12.2012 15:46:42
Количество показов: 1681

Возврат к списку

Полезные ресурсы