Вопиющие подробности деятельности муниципального учреждения были вскрыты проверяющими контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти, которая провела анализ и оценку эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных МБУС «Стадион «Труд» г.о.Тольятти. Сомнительные схемы обнаружились при обсуждении на заседании Думы: если верить подрядчику, то в рекордные сроки в центре города им были вывезены 15 тысяч тонн железобетонных конструкций, остатки которых не удалось обнаружить ни на одной из свалок или полигонов для мусора в радиусе 30 километров от Тольятти.
Как расценить факт исчезновения в неизвестном направлении из самого центра города целой горы измельченного железобетона, некогда бывшего чашей и трибунами стадиона «Труд»? Подрядчик – «М-Строй» - в рекордные 20 дней якобы вывез 15 тысяч тонн демонтированных железобетонных конструкций. Чтобы зримо представить себе такой объем утилизации, нужно иметь в виду такую арифметику: транспортировка 15 тысяч тонн строительного мусора – это полторы тысячи рейсов большегрузных «КАМАЗов». При таком раскладе каждый день с территории в непосредственной близости от мэрии Тольятти должны были курсировать 75 грузовиков. А если это число машин или рейсов поделить на 8-часовой рабочий день, то получается, что каждый час из центра города должны были отправляться не менее 9 «КАМАЗов»…
Эти – поистине детективные подробности – обсуждались на заседании Думы г.о.Тольятти в связи с проверкой контрольно-счетной палатой, проводившей анализ и оценку эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных МБУС «Стадион «Труд» г.о.Тольятти. Проверка была инициирована городским парламентом. Дело в том, что вопрос реконструкции стадиона длительное время был на контроле профильной комиссии Думы (по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию) и всего депутатского корпуса. Поэтому когда началось освоение выделенных из бюджета на упомянутый объект средств и стало происходить неладное, в тольяттинском парламенте сразу забили тревогу.
Перечень нарушений, допущенных при расходовании бюджетных средств, предназначенных для сноса зданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд», - обширен. Судя по отчету контрольно-счетной палаты, злоупотребления начались еще на этапе планирования и проведения торгов, касающихся получения услуг по демонтажу конструкций спортивного объекта. Ведь победителем была признана не та компания, что предложила наиболее выгодные условия сделки (цену контракта в 19 млн рублей), а иная фирма за 27 млн рублей.
Крупные огрехи выявлены КСП и на этапе исполнения муниципального контракта. Невероятно, но факт: руководство МБУС «Стадион «Труд» г.о.Тольятти (юрлицо, являющееся заказчиком работ по реконструкции стадиона) даже не оформила права на объекты демонтажа, которыми распоряжалась. В отчете палаты отмечено: не была проведена и инвентаризация имущества и обязательств юридического лица. Разборка и демонтаж спортивного комплекса стадиона «Труд» произведены до утверждения акта о списании объекта основных средств. Расходы на снос сооружения спортивного комплекса произведены без акта о списании объекта основных средств со счетов бухгалтерского учета и получения согласия собственника имущества.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные сомнительные комбинации и продолжавшиеся судебные разбирательства между участниками конкурса, оплата контракта была осуществлена мэрией непривычно оперативно – на следующий день после предоставления акта выполненных работ. О таких сроках поступления денег большая часть подрядчиков, даже с гораздо более скромными суммами в платежных документах, может только мечтать. При этом работы в соответствии с муниципальным контрактом были выполнены не в полном объеме. К тому же, МБУС «Стадион «Труд» не воспользовался правом требования уплаты штрафа подрядчиком за частичное выполнение работ в размере 5% от цены муниципального контракта, а ведь речь идет об 1 млн 359,4 тыс. рублей.
Отдельная тема – утилизация строительного мусора в гигантских объемах. Еще одна претензия КСП вызвана тем, что МБУС «Стадион «Труд» допущено неправомерное расходование бюджетных средств. Речь идет о 4 млн 565,9 тыс. рублей, предъявленных подрядчиком к оплате за вывоз строительного мусора. Данное обстоятельство позволило проверяющим трактовать ситуацию как нанесение ущербу бюджету городского округа Тольятти.
Все выявленные КСП нарушения могут свидетельствовать, что халатность либо заинтересованная позиция со стороны мэрии, в том числе и по линии уполномоченного органа (руководителя департамента экономического развития мэрии Дмитрия Богданова) и курирующего органа (руководителя управления физической культуры и спорта), в конечном итоге и создала условия для ситуации, при которой пострадал бюджет города.
На заседании Думы г.о.Тольятти решено направить отчет контрольно-счетной палаты в областную прокуратуру, а также в самарское ГУВД. Кстати, присутствовавший на заседании представитель городской прокуратуры сообщил, что проведенная тольяттинским надзорным органом проверка уже позволяет усмотреть в этой истории признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса (мошенничество). Депутаты намерены и впредь отслеживать ситуацию со стадионом «Труд».
Для справки:
Мэрии рекомендовано:
- проводить качественный контроль за оформлением, размещением и исполнением муниципальных контрактов по закупкам;
- выполнить рекомендации в соответствии с отчётом КСП:
- рассмотреть информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- усилить контроль за учетом муниципального имущества, движением и распоряжением в установленном порядке объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти;
- усилить контроль за результативностью и экономностью использования бюджетных средств МБУС «Стадион «Труд» г.о.Тольятти.
Блок рекомендаций содержится в решении Думы и применительно к руководству муниципального бюджетного учреждения спорта (МБУС) «Стадион «Труд» г.о.Тольятти:
- произвести возврат в бюджет городского округа Тольятти неправомерно использованные средства в сумме 4 млн 565,9 тыс. рублей;
- привести бухгалтерский учет в части учета основных средств в соответствие с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов.